08.02.1828 — Родился Жюль Верн

vokrug_sveta_za_80_dnej

Как и все родители, желающие только одного – чтобы дети либо шли по их стопам, либо воплотили в жизнь то, что осталось у них самих лишь в мечтах, папа Жюля видел единственного сына знаменитым на всю Францию адвокатом. Однако юноша с детских лет мечтал совсем об ином – во снах он путешествовал по странам, в которых никогда не был, отправлялся в кругосветное плавание с опасными приключениями и поднимался ввысь на воздушном шаре, чтобы облететь на нём весь мир. И однажды, в попытке осуществить свою цель, –  а было ему уже тогда 9 лет, — маленький мальчик выкупил у юнги одного торгового судна его место и пробрался на корабль. Увы, отец незадачливого юного покорителя морей перехватил сына в первом же порту, а дома хорошенько всыпал ему. С тех пор Жюль Верн поклялся, что отныне будет путешествовать только в мечтах. Не знаю, что в связи с этой клятвой потеряло судоходство, но что литература приобрела одного из самых ярких романистов девятнадцатого века, – это бесспорно.

Настояв на адвокатской карьере, отец отправил сына в Париж, где, кстати говоря, Жюль без труда сдал вступительные экзамены на юридический факультет в Сорбонне. Но потешив самолюбие отца и став адвокатом, сын провалил первое же дело в суде. И казалось, что сама Фемида прозрела и перекрестилась, когда по счастью для подсудимого всё обошлось. Сразу стало ясно, что карьеру пора менять. И вот удача. В компании гуляк, к которой примкнул и Верн, оказался сын самого автора «Трёх мушкетёров». Поистине, если судьба захочет выиграть партию, то и нужную карту подсунет игроку и так умно проведёт всю комбинацию, что только не зевай и действуй, если не глуп и не лентяй. Жюль Верн был умён и трудолюбив. Дюма-сын познакомил его с Дюма-папой, который в то время купался в литературной славе. Он тут же предложил Верну написать для начала пьеску, что-нибудь из времён Франциска I, чтобы иметь возможность поставить её в своём Историческом театре. Жюль Верн сделал всё за две недели. Увы, текста пьесы не сохранилось, но когда Дюма прочитал рукопись, то пришёл в полный восторг и с уверенностью заявил:

— Вас юноша ждёт великое будущее. Смотрите же, не сходите с этого пути.

Это была первая рецензия Жюля Верна и убедительное благословение от мэтра. Он продолжил работу в театре господина Дюма и кроме того писал популярные статьи для журналов. Начинающий литератор писал пьесы о королях и королевах, о рыцарях и принцах, но мечтал о морях и странах, о метелях и бурях, о ветрах и ураганах. Ураган не заставил себя долго ждать. Навестить сыночка прибыл папаша, уверенный в том, что его отпрыск – гордость семьи. И узнал, что гордиться, собственно говоря, нечем. Возмущённый непослушанием Жюля, отец выдвинул гневный ультиматум: Если сын соберётся стать писателем, он не получит от отца ни сантима и если не одумается, то может навсегда забыть, что у него когда-нибудь был отец. Вот такие были времена, когда актёров хоронили за кладбищенским забором и когда писательский труд считали легкомысленной забавой, если его противопоставляли практичной профессии, приносящей действительно материальный доход. Увы, как и сейчас, так и тогда, но сочинительство не увеличивало достатка писателей и поэтов, если вы не приближены ко двору, как Мольер или не богаты изначально благодаря славной фамилии и не владеете издательством или театром, как тот же господин Дюма. Жюль Верн остался без родительской помощи навсегда.

Наступил год, которого Жюль Верн ждал – 1862-ой. Он получает заказ журнала написать рассказ на научно-популярную тему. А теперь я произведу диалог между Пьером Этцелем — лучшим издателем Франции и начинающим литератором Жюлем Верном, который был включён в фильм «В поисках капитана Гранта» и является исторически подлинным:

Пьер Этцель (после прочтения рукописи Верна): Откуда вы всё это знаете? Вы физик или химик?

Верн: Я юрист.

П.Э.: Научные формулы. Правильно. Хватит сюсюкать с детьми. Пора, наконец, заменить чудеса фей чудесами науки. И я думаю, что не будет лишним, если вы еще поработаете над рукописью Поймите, пока это только лекция и довольно скучная лекция. Превратите её в роман. Не история воздухоплавания, а история с воздухоплавателями. Вот, что нужно современному читателю. Обратили внимание, как называется наш журнал? «Воспитание и развлечение». Мы должны учить и воспитывать, развлекая. Однако я издам вашу книгу. Более того, я предлагаю вам контракт и на все последующие ваши произведения.

А вот и вторая карта судьбы – очередное благословение. Ну, что же господин Верн, — в путь, вы мечтали о путешествиях – так вперёд же, поднимайте якорь и трубите «Подъём».   

«Пять недель на воздушном шаре», «80 дней вокруг света», «20 тысяч лье под водой». Париж зачитывался романами Жюля Верна. Его книги стали издавать в Европе и в Америке. Романы Верна стояли на порядок выше любой фантастики. Они были словно занимательная научная энциклопедия. Людей подкупали подробности, которых любой другой человек, который сам не побывал в таких передрягах, не мог знать. Например, в «Полёте с Земли на Луну» Жюль Верн описывает, как трёх путешественников посадили в дуло пушки гигантских размеров и выстрелили в сторону Луны. Но чтобы при этом астронавтов не раздавило, Верн выполнял расчёты вместе с виднейшими учёными, изобретя специальное амортизационное устройство. Если почитать этот роман, перед современным читателем сразу же возникнет картинка первой высадки американцев на Луне. Подробности подготовки к полёту 1969 года, сам полет, и описание Луны поразительно точно совпадают с романом Жюля Верна.  

Или же, когда профессор Лиденброк с друзьями в «Путешествии к центру Земли» спускался на глубину 600 миль, автор с доскональной точностью описывал всевозможные геологические и минералогические свойства земных недр и произвёл сам немало открытий на этом пути. При этом читатель пребывал в напряжении, переживая о судьбе экспедиции, и зачитываясь приключениями героев в стране ящеров, гигантских грибов, и доисторических людей.

Читатель был уверен, что писатель и летал на Луну и спускался в кратер вулкана и вместе с героями из «Детей капитана Гранта» проплыл полземного шара.

Жюль Верн увлекался работой; события его романов, драмы и трагедии героев поглощали всё время писателя. Его супруга не понимала его, и когда Верн часами мог ходить по кабинету и разговаривать сам с собой, называла его сумасшедшим. Разлад в семье, к сожалению, сказался и на творчестве писателя. Хотя кто знает, если бы не желание Жюля Верна уйти от быта, от нервозности, от постоянных забот о хлебе насущном, написал бы он своего капитана Немо или нет. Его подлодка «Наутилус» — в какой-то степени метафора психического состояния писателя. Ибо он мечтал исчезнуть, скрыться, спрятаться, погрузиться на дно – уйти от равнодушия в семье. Согласитесь, что если тебя перестаёт понимать супруга в твоём деле – либо уходи, либо меняй супругу. Так случилось у Булгакова, например, когда в моменты творческого кризиса Михаилу Афанасьевичу требовалась тотальная тишина и сосредоточённость, а Любовь Евгеньевна обсуждала что-то по телефону с подругой. Булгаков попросил: «Любочка, я ведь работаю». На что родная жена парировала: «Ой, ну ты ж не Достоевский». Этого было достаточно.

И у Верна ситуация оказалась не лучшею. Один раз Анарина подошла к нему и серьёзно обратилась к мужу с просьбой немедленно включить её девочек (у неё было две дочери от первого брака) в его завещание.

— Непременно включу, о чем речь? Но почему ты заговорила об этом?

— Потому что я боюсь, Жюль. Ты постоянно что-то бормочешь себе, пребывая в своём мире. Ты сходишь с ума.

Писатель и вправду с головой погружался в работу. Известен даже случай: он заболел воспалением лёгких, когда вёл экспедицию капитана Гаттераса через Северный полюс, хотя на дворе был июль. В какой-то степени его Паганель из «Детей капитана Гранта» это он сам, побывавший в любой точке земного шара, но только сидя в кресле. Он лишь раскручивал глобус и останавливал его в определенном месте и вот – он уже где-нибудь в Африке или в Индии.

Жюль Верн создал роман нового типа, избрав своей музой науку, которая дала человеку могущество и помогла постичь законы природы. Он создал новый тип героя – его может быть еще и не существовало в природе, но в него верили, ему хотели подражать, а значит, он непременно объявится и в действительности.

Жюль Верн многое предсказал в своих произведениях. Он считал, что это несложно сделать. Достаточно только внимательно изучить нынешнее достижение в той или иной области и увидеть глазом фантаста возможное продолжение существующего достижения, направленного порою больше к гибели, чем к процветанию планеты.

Например, серьёзное внимание теме войны и оружия Верн уделил в романе «Пятьсот миллионов бегумы». Главным злодеем книги он сделал немецкого профессора Шульце — одержимого националиста с жаждой мирового господства. Шульце изобрёл гигантскую пушку, способную поражать цель на расстоянии многих километров, и разработал для неё снаряды с ядовитым газом. Таким образом, Верн предвосхитил появление химического оружия. А в романе «Флаг родины» писатель и вовсе изобразил суперснаряд «фульгуратор Рок», способный уничтожить любое строение в радиусе тысяч квадратных метров, — аналогия с ядерной бомбой буквально напрашивается.

Но самым страшным для того времени стал роман Жюля Верна «Париж XX века». В Париже «завтрашнего дня» высились небоскрёбы, люди путешествовали на сверхскоростных электропоездах, а преступников казнили при помощи электрического разряда. Банки пользовались вычислительными машинами, которые мгновенно выполняли сложнейшие арифметические операции. Конечно, описывая XX век, писатель основывался на достижениях своих современников. Например, всю планету опутывает глобальная информационная сеть, но в основе её лежит обычный телеграф. Но даже без войн мир XX века выглядит довольно мрачным. Мы привыкли считать, что Верн вдохновлялся научно-техническим прогрессом и воспевал его. А «Париж в XX веке» демонстрирует нам общество, где высокие технологии сочетаются с жалкой жизнью. Людей заботят лишь прогресс и нажива. Отправлена на свалку истории культура, позабыты музыка, литература и живопись.  Роман этот не напечатал даже первый издатель Франции, Этцель, понимая, насколько точными и весьма мрачными могут оказаться прогнозы молодого писателя и насколько разрушительно они могут повлиять на общество. Весь этот пессимизм в ущерб литературности Этцель оправдывал молодостью и неопытностью Верна.

И всё же писатель однажды с горечью отметил, что, скорее всего люди со временем забудут его книги. «Люди всё больше стремятся жить в своё удовольствие. Их всё меньше интересует литература, основанная на моральных принципах». И он, предсказавший и полёт на Луну, и использование алюминия в аэроиндустрии, и даже электрический стул, прекрасно понимал, что не так важен технический прогресс человечества, как преобразование самого человека в его отношении к добру и злу, например. Ибо если научный прогресс обгонит нравственное преобразование человеческой души, наука станет весьма и весьма опасной.

Увы, но и это предсказание Жюля Верна, к сожалению сбылось.

Views All Time
Views All Time
307
Views Today
Views Today
2

В случае обнаружения ошибки, выделите её и нажмите Shift + Enter или НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ чтобы сообщить нам. Мы немедленно отреагируем!

(Visited 49 times, 1 visits today)
12

Похожие статьи:

Автор публикации

не в сети 3 часа

Рокер Гарри

6 136

Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.

46 лет
День рождения: 18-04-1971
Комментарии: 1440Публикации: 610Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец

11 комментариев к “08.02.1828 — Родился Жюль Верн”

  1. Несмотря на то что всех книг Жюля Верна я не прочитала, те, которые попали мне в руки, сумели пробудить в душе то, чего там никогда не было и, увы, уже нет — дух авантюризма. К сожалению, жизнь решила всё по-своему, но я хорошо помню, какой душевный подъём я испытывала, как мечтала последовать за героями Верна.

    Очень познавательно и интересно. Спасибо, Игорь!

     

    Приглашаю в гости: http://rockerteatral.ru/lichnyj-kabinet/?user=43&tab=groups
    6
    1. Саша, спасибо! Да. Герои Жюля Верна — герои нашего детства. Но фильм "В поисках капитана Гранта" пересматриваю до сих пор))

      Заходите: http://rockerteatral.ru/lichnyj-kabinet/?user=1&tab=groups
      4
  2. И что ж все люди так любят вмешиваться в мечты?.. Да, он стал знаменитым писателем, — что еще было делать; мечта никуда не испаряется, она только проходит стадии изменения.

    То же самое: женщины пишут любовные романы, потому что в жизни на их любовь не отвечают.

    4
    1. Да, мечта может трансформироваться и в результате где-то да выстрелит. Главное только не передержать, чтобы вино не превратилось в уксус. no

      Заходите: http://rockerteatral.ru/lichnyj-kabinet/?user=1&tab=groups
      2
    1. Думаю, что любят многие, так как и писатель и книги и герои его книг прежде всего ассоциируются у нас прекрасным периодом детства. Это всегда светлое ностальгическое время и мы были наивнее и романтизм Дюма, Вальтера Скотта, Жюля Верна нас охватывал целиком, а многих не отпускает и сейчас, а зачастую эти книги явились кирпичиками в строительстве фундамента характера. Как говорится, то, что я из себя представляю, это и те книги, которые я читал и те фильмы, которые я смотрел и те люди, которые оказали на меня влияние. А следовательно, в каком-то смысле они оказались и нашими родителями и нашими воспитателями. А как же можно не любить родителей. 

      Заходите: http://rockerteatral.ru/lichnyj-kabinet/?user=1&tab=groups
      0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *