: Л

Л

           

ЛАКОНИЗМ — включение maximum’а значения в minimum знаков (non multa, sed multum). Фукидид (Hist. кн. I, 86) приводит в параллелях речи афинян и лакедемонян (илилакоников от «οΛακων»): первые — цветисты и длинны, вторые — просты и кратки.

Строка, как и мускул, напрягаясь, естественно стягивается. Команда и лозунг, толкающие к движению и делу, всегда немногословны; для писателя слово и является его делом: отсюда естественно его устремление к лаконизации слова. Меч и ножны — больше, чем меч, но сила меча без ножен больше.

Степень сопротивления материала, с которым художник имеет дело, колеблет стиль между лаконизмом и плеоназмом: надписи на камне (lapis), сопротивляющемся резцу, по необходимости «лапидарны», т.-е. кратки; бумага же «все терпит».

Поэтому искусства, оперирующие с камнем (архитектура и скульптура), всегда «лаконичнее» литературы: вертикали готических соборов, скупая в средствах скульптура средневековья (см., напр., гробницу сенешала де-По) контрастируют с многословием тогдашнего (XIII—XIV в.в.) фолианта.

Но типографский станок, бросая к книжным витринам новые и новые оттиски, приводит к перепроизводству слова. Вследствие этого возникает конкуренция стилей: побеждает тот, кто в наикратчайшее время успеет наибольшее сказать.

К концу, например, XIX в. многотомный роман сжат в повесть, повесть в новеллу. Многопесенная поэма вырождается. Длинные «Записки Пикквикского клуба» замещаются короткими юморесками Твэна и Джерома. Вместо сотен страниц Шпильгагена, Гейзе — читают дающего себя полу-странично Петера Альтенберга. Даже у окраин литературы вместо 6-томного уголовного романа П. дю-Террайля — очерки Конан-Дойля.

Постепенно в стягивающемся стиле современности эпитеты и прилагательные отмирают, расстояния от точки до точки в тексте укорачиваются. Стиль современности как бы ищет линию короче прямой: пунктирную прямую, не_________, а …………, намечающую направление рассказа несколькими точками, лишь в процессе чтения соединяемыми в непрерывность.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

 

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda — то, что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) — один из прозаических жанров фольклора.

В Л. фантастическое — в основе повествования. Л. подразделяются на исторические, религиозные, бытовые и др. Пример Л.— рассказ о Кудеяре в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие авторы использовали Л. как основу для сюжетов своих произведений (В. Скотт, В. Гюго, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Живы в памяти советского народа Л. .о народных заступниках, героях гражданской войны.

 

ЛЕЙТМОТИВ (от нем. leitmotiv— ведущий мотив) — господствующее настроение, образ, иногда художественно выразительная деталь, повторяющиеся в произведении.

Так, в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»  Л.— заглавие произведения. Эти слова повторяются несколько раз.

 

ЛЕКСИКА (от греч. lexis — способ выражения, слово, оборот речи) — совокупность всех слов языка, его словарный состав.

В словарном составе языка отражается история народа, производства, быта, культуры, искусства, литературы.

Вместе с ушедшими в прошлое явлениями народной жизни уходят из языка и слова, обозначавшие эти явления; когда общество переживает значительные перевороты и сдвиги в своем развитии, появляются и новые слова для обозначения всего нового, что входит в современную жизнь. Из живой разговорной речи после победы Октябрьской революции ушли такие слова, как «рекрут», «пристав», «крепостной» и многие другие. Они оставались только в исторических сочинениях и художественных произведениях, изображающих царскую Россию. Вместе с развитием космических полетов в русский язык вошли новые, привычные теперь слова, как «космонавт», «лунник», «прилунение».

Для художественной литературы историческое своеобразие Л. имеет огромное значение. В зависимости от того, какое время из истории народа изображает писатель, в его произведениях появляются языковые приметы этого времени. Часто по нескольким словам мы можем узнать эпоху и общественную среду, изображенные писателем.

Мы сразу же ощущаем дыхание Октября в поэме В. В. Маяковского «Хорошо»:

А в конце у Лиговки другие слова

подымались

из подвалов.

– я,

товарищи,—

из военной бюры.

Кончили заседание —

тока-тока.

Вот тебе

к маузеру,

двести бери,

а это — сто патронов

к винтовкам.

Л., таким образом, рассматривается с точки зрения ее исторического развития (см. Славянизмы, Архаизмы, Неологизмы, иноязычные элементы), а также с точки зрения ее социально-диалектного состава (общенародная Л., диалекты, профессиональная Л., жаргоны). Отбирая из общенародного языка определенные лексические средства, писатель руководствуется прежде всего своей творческой задачей. Так язык становится элементом стиля (см.) писателя.

М. Горький назвал язык «первоэлементом литературы». Но слово не просто внешняя оболочка образа, это единственно возможная форма его существования. Писатель отбирает определенные слова, учитывая при этом ту стилистическую окраску, которой слово наделено само по себе, взятое изолированно, вне художественного контекста. «Глаза» — «очи» — «зеницы»; «флаг» — «знамя» — «стяг») (см. Синонимы, Антонимы).

Слово активно участвует в построении образа. Когда Лермонтов заменил в стихотворении «Смерть Поэта» строку «Его противник хладнокровно наметил выстрел» на строку «Его у б и й ц а хладнокровно н а в е л  у д а р», новые слова более точно стали выражать отношение самого поэта к убийце Пушкина, вызывать более сильные чувства у читателя. Создавая образ, писатель использует такие качества слова, как многозначность (см. Слово) и возможность переноса значения, на котором построены все художественные тропы (см. Тропы), его звуковые особенности, участие в ритмической организации речи, интонационную окраску и др.

 

ЛИРИКА (от греч. lyra — лира — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) — один из трех родов литературно-художественных произведений.

В отличие от эпоса (см.) и драмы (см.), в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни — природы и общества — могут вызвать переживания человека. Особенность и сила воздействия Л. заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: Л. требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет [особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Л. тяготеет к стихотворной речи. В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой. В лирическом произведении через личное поэт передает типическое.

Л., как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, вызывающих в людях потребность выразить свое отношение к новым Явлениям, свои переживания, связанные с ними. Л., естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма, социалистического реализма. Расцвет Л. происходит в эпоху романтизма. Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов: Мицкевич — в Польше, Гюго — во Франции, Байрон — в Англии, а Пушкин с Лермонтов — в России.

Для Л. социалистического реализма характерно слияние переживаний отдельной личности и всего общества.

Содержание и формы лирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы (см. Элегия, Баллада и др.). Нередко различают Л. по тематике — политическую, философскую, любовную, пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства.

Например: «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др. Чтение и изучение Л. разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем.

Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Человек, хорошо знакомый с лирикой, легко различает неповторимое своеобразие лирики А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, А. Твардовского и других русских и советских, а также зарубежных поэтов: Гете, Шиллера, Гейне, Бехера, Гильена, Неруды и других.

Художественные образы любого произведения, в том числе и лирического, обобщают явления жизни, через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников. Так, например, в «Думе» М. Лермонтов выразил чувства целого поколения людей своего времени. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей.

Лирике свойственны и обобщение, и художественный вымысел. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир, чем более глубоко он проникает в мир переживаний и других людей, тем больших высот достигает и в своем лирическом творчестве. Читая одно за другим стихотворения поэта, мы при всем разнообразии устанавливаем их единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении их. В нашем сознании создается законченный образ — переживание, т. е. состояние характера, образ духовного мира человека.

Возникает образ Л. г. Л. г., как и герой эпических и драматических произведений, отражает те или иные характерные, типические черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателей. Так, например, Л. г. поэзии А. Пушкина, раскрывающий в свой «жестокий век» идеал духовно богатой, свободной личности, высокий гуманизм, величие в борьбе, творчестве, дружбе и любви, был знаменем передовых людей той эпохи и продолжает оказывать благотворное влияние на людей нашего времени.

Л. г. поэзии В. Маяковского необычайно разносторонне раскрывает внутренний мир передового человека социалистического общества, его общественно-политические, нравственные, эстетические идеалы. Л. Г. в произведениях социалистического реализма все более широко отражает и раскрывает многообразие духовного мира строителей нового общества.

 

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним; впервые приобрело большое значение в литературе романтизма (см.).

Л. о. относится к внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания произведения. Так, в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа» позволяет органически включить в него многообразные авторские отступления.

Через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; неоднократно возникает тема поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, о любви, о ценности человеческой личности. В советской литературе Л. о. встречаются в поэмах В. Маяковского, «За далью даль» А. Твардовского, в романе А. Фадеева «Молодая гвардия».

 

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — вид художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни.

В лиро-эпических произведениях жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках и — особенно — переживаниях героя или героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя.

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» — «книге про бойца» — образ героя овеян чувствами, мыслями, переживаниями автора, который непосредственно обращается к читателю во вступительной и заключительной главах поэмы. А. Пушкин назвал свою поэму «Медный всадник» «петербургской повестью»: это произведение — стихотворная лиро-эпическая повесть. «Евгений Онегин», в котором, наряду с широкими картинами жизни, глубоко раскрыт внутренний мир героев произведения и духовный мир автора, также большое лиро-эпическое произведение, роман в стихах.

Малая лиро-эпическая форма — баллада (см.), например: «Лесной царь» Гете, «Кубок» и «Перчатка» Шиллера, «Светлана» В. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина, «Воздушный корабль» М. Лермонтова, «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова и многие другие произведения.

 

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности).

В этом широком смысле литература, хотя представление о ней связано прежде всего с письменностью (лат. littera— буква), включает в себя и устное народное творчество. В центре литературы (как и вообще искусства) стоит изображение человека во всей полноте его материальной и духовной жизни в общественном процессе развития. М. Горький предлагал называть литературу человековедением.

Следует при этом иметь в виду, что писатель не просто воспроизводит окружающую его человеческую жизнь. Он рисует ее в свете тех общественных идеалов, которые отстаивает, за которые борется, стремится создать, так сказать, образ Человека с большой буквы, как он его понимает. Создавая свои образы прежде всего при помощи слова, писатель получает возможность охватить все сферы и стороны действительности, доступные слову, как во внешнем, так и во внутреннем мире человека. Если в других видах искусства художник может достигнуть большей ощутимости и зримости изображения явлений жизни, то в Л. х. писатель располагает возможностью всесторонне показать в человеке и то, что не может увидеть зритель на картине или слушатель в театре, представить действие, длящееся во времени (см. Время в литературе), и может переносить действующих лиц своего произведения в различные эпохи и в любые города и страны, в том числе и в сказочные, фантастические.

При всей конкретности изображения человека в Л. х. оно тем не менее имеет в своей основе условный характер (см. Условность), поскольку писатель не прямолинейно воспроизводит ту или иную человеческую личность, встреченную им в жизни, но отбирает характерные для человека данного типа черты, отбрасывает случайные, усиливает то, что ему представляется наиболее существенным, соотносит со своими идеалами человеческого поведения, вносит в изображение элементы вымысла.

Читатель отдает себе отчет в том, что именно такого человека в действительности не существовало, но понимает, что он мог существовать. Степень условности различна в зависимости от художественного метода (см.), каким пользуется писатель.

Многообразие общественного процесса и разнообразие проявлений в нем человека во всем различии его поступков и переживаний, естественно, определяют и многообразие различных родов и видов литературного творчества (см.): от эпопеи (см.) до краткого лирического стихотворения в несколько строк. И это не говоря уже о том, что это же многообразие определяет то различие, которое обретает Л. х. в зависимости от особенностей жизни каждой народности, ее национального своеобразия, исторической обстановки, в которой она развивается, и пр.

С другой стороны, народы общаются между собой, тем самым и их литературы взаимодействуют, влияют друг на друга, в них возникают общие черты, происходит процесс формирования мировой литературы (см.). Все это определяет бесконечное разнообразие литературных форм, складывающихся в процессе раз-вития мировой литературы в целом и в различных ее национальных формах у каждого народа (см. Литературный процесс). Это разнообразие прежде всего проявляется в языке Л. х. Изображение человека как личности, как определенного характера (что является одной из основных задач литературы) естественно предполагает передачу присущих ему языковых особенностей, связанных с различными особенностями его жизни. Тем самым в круг языкового зрения писателя входят самые различные пласты языка — от торжественной речи на собрании до шутливой домашней беседы.

А так как в литературных произведениях выступают в сложных взаимодействиях десятки, а иногда и сотни людей, каждый из которых говорит своим, индивидуально ему присущим языком (у Давыдова в «Поднятой целине» М. Шолохова свой язык, а у деда Щукаря — свой), то литература в этом смысле характеризуется многоголосием, включающим в себя монологические, диалогические и пр. формы речи. Тем самым в Л. х. находит богатое отражение и выражение язык народа в самых различных областях его жизни.

Наряду с языком персонажей существенное значение имеет авторская речь, в которой даются описания людей, событий, обстоятельств жизни, портреты действующих лиц, пейзажи и пр. Вместе с тем авторская речь содержит в себе и авторскую оценку изображаемого, прямо или скрыто выраженную в произведении, как бы подсказывающую читателю, как ему следует относиться к тому или иному персонажу или событию. Иногда писатель передает повествование тому или иному действующему лицу, рассказчику (в «Судьбе человека» Шолохова — Соколову), сохраняя живые особенности именно его речи (так называемый сказ), иногда вводит лирические отступления (см.).

Если в произведении нет прямых соотнесений повествования с речью определенного персонажа, то за авторской речью мы ощущаем ее носителя, того, кто рассказывает нам о людях и событиях, перед нами возникает образ повествователя (см.) с его отношением ко всему тому, о чем он рассказывает. Он еще более усиливает оценочную сторону произведения, т. е. характер отношения к тому, о чем в нем рассказано, поскольку чаще всего перекликается с идейными позициями писателя (хотя было бы неверно отождествлять повествователя с писателем).

Далее, существенное значение в создании литературного произведения имеет сюжет (см.), хотя в отличие от языка он выступает не во всех родах Л. х. (например, сюжета может не быть в лирике, некоторых видах очерка). Значение сюжета в том, что он позволяет писателю обрисовать человека не только путем его собственной речи или авторского описания, но, показывая его дела, поступки, которые он совершает и которые проясняют его характер.

Вместе с тем в сюжете отражаются характерные для общественного процесса конфликты, обстоятельства жизни, формирующие человека, дается история жизни человека (в той или иной мере), в которой сложился именно такой, как у него, характер, показываются его взаимодействия с другими людьми.

Естественно, что Л. х. говорит не только о современности, окружающей человека. Тщательно изучив прошлое, писатель может и его воссоздать в своих произведениях, ввести своего читателя в события исторического развития жизни или стремится показать будущее (см. Фантастика), о чем бы он ни писал, главное внимание он уделяет тому, что волнует его современников, воспитывая и готовя своего читателя принять участие в развитии .жизненного процесса. В особенности велико в этом отношении значение литературы социалистического реализма (см.), стоящей на позициях коммунистической партийности.

Именно поэтому Л. х. занимает огромное место в общественной жизни среди других форм идеологической деятельности человека.

 

ЛИТЕРАТУРА В РЯДУ ДРУГИХ ИСКУССТВ Как искусство слова художественная литература составляет одну из важнейших разновидностей в системе других искусств: изобразительных (живопись, скульптура), зрелищных (театр, кино, телевидение), искусств крупных пространственных объемов (архитектура), звуков (музыка).

Литературу отличают глубокие и всесторонние связи с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова (см.). «Поэзия,— говорит В. Белинский,— есть высший род искусства… Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выраженное представление. Посему поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств».

Заключая в себе элементы других искусств, литература, однако, не стоит над ними, но вместе с ними стремится к всестороннему художественному познанию мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах истории искусства.

Так, эпоха Возрождения выдвигает идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). При этом в Италии, например, в XIV — XV веках именно живопись занимает ведущее место в художественном развитии.

драмы (см.) хотя и дан без изменений, но тем не менее является самостоятельным творческим созданием театрального коллектива — режиссера, актеров, художника-оформителя, композитора и т. д.

Когда же в театре ставится инсценировка (см.) повествовательного произведения, то тем более речь идет о создании произведения искусства, во многом отличного от оригинала. Так, популярная в свое время инсценировка «Анны Карениной» Л. Толстого (во МХАТ-е и других театрах) лишь частично раскрывает содержание великого романа (например, важнейшая для идейного замысла линия Левина не получила отражения). Поэтому часто в таких случаях пишут: «По мотивам такого-то романа».

Произведения искусства на литературный текст (опера, живописные полотна, книжная иллюстрация, кинофильм, спектакль, телепостановка) могут быть менее талантливыми в сравнении с ним или, напротив, более глубокими и значительными, могут истолковывать его в том же ключе, а могут передавать иными художественными средствами, даже выражать другое художественное направление. Ведь на портрете один и тот же писатель может быть представлен по-разному (сравните романтический портрет А. Пушкина, созданный О. Кипренским, и реалистический, созданный В. Тропининым).

У П. Чайковского есть две оперы на пушкинские тексты: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Опера «Евгений Онегин», при всей ее популярности и значимости как музыкального произведения Чайковского, не передает всего богатства содержания пушкинского «романа в стихах». Об этой лирической опере не скажешь, что в ней дана «энциклопедия русской жизни». «Пиковой даме» композитор, напротив, придал такую масштабность, на которую и не претендовала повесть Пушкина. А главное, опера написана скорее в романтической, чем в реалистической, манере. Поэтому и трагическое у Чайковского приобрело другой характер, чем у Пушкина.

Пример «перевода» литературного текста на язык другого искусства — знаменитый фильм бр. Васильевых «Чапаев», сюжетно близкий роману Д. Фурманова. Получив всемирное признание, он оставил в тени фурмановский роман, являющийся тем не менее высокоталантливым произведением.

Поэтому в корне ошибочно широко бытующее (в том числе и среди школьников) мнение, что фильм или телепостановка (и даже опера) могут якобы заменить чтение литературного текста. Более того, знакомство с произведением другого вида искусства на тот же сюжет всегда дает возможность осмыслить, чем оно отличается от первоисточника (например, телепостановка от романа), что удалось убедительно передать, что особенно подчеркнуто и что, наоборот, затушевано, какими гранями повернуто к современному зрителю, какой нравственный урок извлечен из произведения.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука о художественной литературе.

В задачи Л. входит изучение произведений прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и, наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Л. состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики.

Теория литературы определяет общие законы развития художественной литературы, устанавливает особенности художественного произведения и принципы его анализа и определяет пути изучения процесса литературного развития.

История литературы изучает литературу в ее развитии, смену стилей, течений, методов, взаимодействие литератур и другие формы литературного процесса.

Литературная критика (см. Критика литературная) дает оценку с точки зрения современности вновь появившимся произведениям. Критик помогает читателю глубже в них разо-5раться и показывает писателю достоинства и недостатки произведения. Литературная критика не могла бы осуществить своих задач, если бы не опиралась на все достижения Л. в области истории и особенно теории литературы. Все основные литературоведческие дисциплины тесно связаны между собой.

Наряду с этим в Л. входит ряд вспомогательных дисциплин: текстология (см.), библиография (см.), историография др.

Среди них особое место занимает историография — наука о развитии Л., рассматривающая различные направления |и методы ее исследования. Л. тесно связано с эстетикой и философией, в зависимости от их характера в Л. возникают различные школы, сталкиваются различные подходы к Л., методы ее изучения. Советское Л. основано на научных принципах марксизма-ленинизма.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

  1. историческое движение национальной и мировой литературы, развивающейся в сложных связях и взаимодействиях.

 

  1. это история накопления эстетических, духовно-нравственных ценностей, непрямолинейного, однако неуклонного расширения гуманистических концепций.

До определенного времени Л. п. носит относительно замкнутый, национальный характер; в буржуазную эпоху, с развитием экономических и культурных связей, «из множества  национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература» (М а р к с К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 428) (см. Мировая литература).

Исследование Л. п. предполагает постановку и решение многих сложных, комплексных проблем, главной из которых является выяснение закономерностей перехода одних поэтических идей и форм в другие, старых в новые, влекущего смену стилей, литературных направлений, течений (см.), методов (см.), школ и пр. Что изменяется в содержательной форме литературы, отражающей жизненный сдвиг, новую историческую ситуацию?

Писатели включаются в Л. п. новыми художественными открытиями, изменяющими принципы изучения человека и мира. Эти открытия совершаются не на пустом месте. Писатель непременно опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных предшественников, участников Л. п. отечественной и зарубежных литератур, в той или иной форме используя весь опыт, накопленный в художественном развитии человечества.

Можно сказать, что Л. п. есть борьба художественных идей, новых со старыми, несущая в себе память о старых, побежденных. Каждое литературное направление (течение) выдвигает своих вождей и теоретиков, заявляющих о новых творческих принципах и опровергающих старые, как исчерпанные литературным развитием.

Так, в XVII веке во Франции были провозглашены принципы классицизма (см.), установлены строгие правила «поэтического искусства» в противовес своеволию поэтов и драматургов барокко (см.). Но в начале XIX века романтики резко выступили против всяческих норм и правил классицизма, заявив, что правила — это костыли и гений в них не нуждается. Вскоре реалисты отвергли своеволие (субъективизм) романтиков, выдвинув требование объективного, правдивого изображения жизни.

Но и внутри одной школы (направления, течения) происходит смена этапов. «Так, например, в русском классицизме роль зачинателя играл Кантемир, творчество которого закончилось в самом начале 40-х годов XVIII века. В творчестве М. Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского классицизм получает наиболее полное и широкое развитие в конце первой и в начале второй половины века, и, наконец, в творчестве Г. Державина, переходящем уже в начало XIX века, классицизм получает свое завершение и перестает существовать как определенное литературное течение». «Смена этапов классицизма определялась сближением литературы с реальностью» (Л. И. Тимофеев).

Еще более сложную картину являет собой эволюция критического реализма в русской литературе XIX века: А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Гончаров, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Речь идет не просто о .разных художественных индивидуальностях: меняется, углубляется характер самого реализма, познания человека и мира. «Натуральная школа» (см.), выступившая против романтизма и создавшая шедевры реалистического искусства, уже во второй половине века воспринимается как некий канон, сковывающий литературное развитие. Углубление психологического анализа у Толстого и Достоевского обозначило новый этап реализма в сравнении с «натуральной школой».

Следует при этом подчеркнуть, что в отличие от развития техники в истории искусства и литературы новые художественные открытия не зачеркивают старых. Во-первых, потому, что великие произведения, созданные на основе «старых» принципов человековедения, продолжают жить в новых читательских поколениях.

Во-вторых, потому, что сами эти «старые» принципы находят жизнь в новые эпохи (например, фольклор в «Тихом Доне» М. Шолохова или принципы просветителей XVIII века в драматургии немецкого писателя социалистического реализма Б. Брехта).

И, наконец, в-третьих: даже когда опыт предшественников в резкой полемике отвергается, писатель все же впитывает в себя какую-то часть этого опыта. Так завоевания психологического реализма XIX в. (Стендаля, Достоевского, Л. Толстого) были подготовлены романтиками, их пристальным вниманием к личности и ее переживаниям. В новых открытиях как бы живет память о прежних.

Важную роль для понимания Л. п. играет изучение влияний зарубежных литератур на Л. п. отечественной (например, значение Байрона или Шиллера для развития литературы в России) и отечественной литературы на зарубежные (Толстой, Достоевский, Чехов, М. Горький в литературах мира). (См. Взаимодействие литератур и Влияние литературное.)

Весьма наглядно Л. п. раскрывается в истории разных жанров. Так, если рассматривать в европейских масштабах развитие романа, то можно проследить смену художественных методов и направлений (течений). Например, роман Сервантеса «Дон Кихот» характерен для эпохи Возрождения, «Робинзон Крузо» Дефо — для века Просвещения, «Собор Парижской богоматери» Гюго — для эпохи романтизма, романы Стендаля, Бальзака, Диккенса, Тургенева, Толстого, Достоевского представляют критический реализм XIX века.

И совершенно новый этап (и новые типы) романа выдвигает литература социалистического реализма: «Тихий Дон» М. Шолохова или «Седьмой крест» А. Зегерс. Здесь существенно подчеркнуть, что Л. п. в разных странах проходит сходные этапы и развитие жанра отражает эти этапы.

 

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА— дореволюционная массовая дешевая книга с иллюстрациями.

Появилась в России в XVIII веке одновременно с лубочными картинками на больших листах с поясняющим текстом.  Постепенно текст возобладал над картинками, и сброшюрованный лубочный лист превратился в книжку. Название произведено от слова «лубок» — липовая доска, на которой гравировали изображение для печатания.

В виде лубочных изданий в XVIII веке и позднее печатались переделки сказок, былин, романы о Бове-королевиче, Еруслане Лазаревиче, жития святых, песни, толкования снов, анекдоты, авантюрные повести типа повести об английском милорде Георге и пр.