: Н

Н

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ. См. Метод художественный.

 

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — свойственная русской на родной песне стиховая система, в которой стиховые границы совпадают со смысловыми и отличие от прозы заключается в синтаксисе, допускающем членение на сходные фразовые единицы — предложения, обособляемые в произношении слова и словосочетания внутри предложений, по величине и интонации (понижение к концу выдоха) соответствующие нормальному дыханию.

В каждой такой единице — два фразовых акцента, высокий (‘) и низкий (‘), чередование которых создает мелодический ритм и служит основой напева, но воспринимается и в простом чтении, хотя народно-песенная акцентуация несколько отклоняется от речевой: не все словесные ударения несут фразовые акценты. С другой стороны, эти акценты, особенно низкие, могут падать на безударные слоги, в пении ударения иногда перемещаются.

Длительность и число слогов в этих фразовых единицах могут меняться, но в песнях плясового характера ритм выравнивается. Наиболее типичный размер (стих былин и протяжных песен) состоит из двух единиц-полустиший, во втором из них низкий акцент стоит на последнем слоге и отделен от высокого чаще всего одним слогом (что при безударности последнего слога создает впечатление «дактилического окончания»), реже двумя или тремя, первые полустишия более разнообразны:

Жил Святослав девяносто лёт,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милоё.

Молодой Вольга да Святославович.

Стал Вольга растеть-матереть,

Похотелося Вольге много мудростей;

Щукой-рыбою ходить ему во синиих морях,

Птицей-соколом летать Вольге под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

 

НАРОДНОСТЬ — идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами наиболее демократических слоев.

Великие художники всех времен — от Гомера до наших современников — черпали вдохновение в жизни тех национальных коллективов, к которым они принадлежали. Н. литературы складывалась в тесной связи с утверждением в ней общенародных, национальных идеалов. Так, Н. русской былины и средневекового испанского эпоса «Песня о Сиде» (XII век) коренится в пафосе национальной независимости страны. В былинах об Илье Муромце (ссора Ильи с Владимиром), о Микуле Селяниновиче национальное смыкается с демократическим, с симпатией народного сказителя к тому герою, который является представителем низовой, трудящейся крестьянской массы. Ориентация литературы на народ нашла особое выражение в реалистической литературе Возрождения. Энгельс видел гигантское художественное достижение Шекспира в его способности рисовать судьбы правителей, политиков и государств, проникая в духовный мир массы, являющейся подлинным двигателем истории, изображая демократический «фальстафовский фон», на котором разыгрывается история королевских престолов.

Само понятие Н. было открыто и впервые сформулировано в самой общей форме мыслителями XVIII века (Монтескье, Гердер).

Особую популярность проблема Н. приобрела у романтиков. Однако разные романтики вкладывали в это понятие неодинаковый смысл.

Народное в литературе не сводимо к фольклорному и к языковому элементам, хотя со времени Данте (его известного трактата «О народной речи», 1304—1308) национальный колорит и простонародность языка составляет одну из сторон Н.

В 30-е годы XIX века Н. Гоголь в одной из своих статей о А. Пушкине сформулировал мысль, что «истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». В этом определении Н. как идейного, а не формально-изобразительного признака литературы национальное и демократически-народное не расчленены.

Достижением эстетики русских революционных демократов было политическое заострение проблем Н. с учетом интересов угнетенного трудового крестьянства. Так, В. Белинский 6 поисках существа Н. в литературе перешел от такого критерия, как изображение писателем картин русской народной жизни («Литературные мечтания»), к обоснованию демократических идеалов литературы, ее антикрепостнического пафоса.

Русский реализм XIX века дал блестящие образцы Н. в литературе во всей многогранности этого понятия. Н. как главную движущую силу русской литературы охарактеризовал в целом ряде своих статей Н. Добролюбов. Понимание Н. у революционных демократов было противопоставлено официальной формуле Н., которую выдвигали правящие верхи царской России («православие, самодержавие, народность»).

В литературе социалистического реализма демократический и народный идеалы находят выражение в коммунистической партийности художественного произведения, в его доступности широким массам трудящихся, которые представляют собою авангард всемирно-исторического прогресса. «Искусство принадлежит народу… Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их» (В. И. Л е н и н).

 

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura — природа).

  1. Художественное направление, возникшее и сложившееся в литературах Запада в последние десятилетия XIX века.

Признанным главой и теоретиком Н. являлся французский писатель Э. Золя; из крупных писателей других стран можно назвать Г. Гауптмана, начавшего свой творческий путь в русле Н., Г. Ибсена, испытавшего влияние Н. в годы создания пьесы «Привидения». В России Н. не выдвинул крупных индивидуальностей.

На теорию и практику Н. оказали влияние успехи естественных наук во второй половине XIX века. Золя и его последователи критиковали весь предшествующий реализм, в том числе бальзаковский, за то, что он не использовал, по их мнению, опыта естествознания. Золя требовал научной точности и в описании внешней среды, и в изображении человека как биологического существа.

В частности, натуралисты придавали большое значение наследственности и считали, что социальную картину жизни (которую, например, рисовал Бальзак) надо расширить и углубить, показывая, как биологические законы воздействуют на человека. Двадцатитомная серия романов «Ругон-Маккары», созданная Золя, имела подзаголовок: «Социальная и естественная (т. е. биологическая) история одной семьи в эпоху II империи».

Ставя общественные и биологические причины при объяснении поведения людей на один уровень, Н. тем самым, конечно, не углублял, а ослаблял силу художественного обобщения. Пороки и преступления, порожденные буржуазным обществом, нередко объяснялись дурной наследственностью; увлечение физиологией человека затушевывало подлинные причины социального зла. Так, показывая в романе «Земля» жестокость частнособственнической стихии в деревне, Золя придает крестьянам черты животной примитивности. Не случайно отел коровы и роды у женщины изображены здесь как два однозначных акта.

Вместе с тем, требуя изображения неприкрашенной правды, заявляя, что для писателя не существует никаких запретных тем, французские и немецкие натуралисты, несомненно, расширили тематику литературы. Это касалось не только физиологической стороны жизни человека, но и различных граней социального быта.

Золя тщательно изучал жизнь городских низов, в деталях показывал их производственную деятельность. Трудная судьба прачки прослежена в романе «Западня», труд и борьба шахтеров — в романе «Жерминаль»; в драме «Ткачи» Гауптман изобразил эпизод из восстания силезских ткачей.

Стараясь создать полную иллюзию точности и правдивости изображения, натуралисты перегружали произведение мельчайшими деталями обстановки.

Если формально следовать принципам Н., то писателю пришлось бы отказаться от всяких обобщений, от любого выражения собственной авторской позиции,— ведь главное требование Н.— с точностью естествоиспытателя фиксировать факты и наблюдения. Таким образом, последовательный Н. означает отказ от самой основы искусства, от создания художественного образа, т. е. воплощения в конкретной форме тех или иных закономерностей жизни. Оставаясь на почве Н., нельзя было создать типы.

Однако настоящие большие художники среди натуралистов, такие, как Золя или Гауптман, не могли не создавать типы, то привнося элементы реалистического обобщения, то прибегая к символике. Символом является, например, само название романа «Жерминаль», обозначавшее весенний месяц в революционном календаре, месяц всходов. Символ вносит элемент обобщения в натуралистические картины, выражает надежду писателя на грядущую победу рабочего класса.

И сильные, и слабые стороны Н. по-разному сказались на последующем развитии литературы. С одной стороны, натуралистический опыт смелого отражения неприглядных сторон действительности был творчески освоен реалистами XX века. У Золя учился, например, А. Барбюс, автор романа «Огонь», зачинатель социалистического реализма в литературе Франции. С другой стороны, в современной буржуазной литературе Запада получили распространение попытки мотивировать поведение человека не социальными обстоятельствами, а его биологической природой. Даже дух стяжания и собственности объясняется как извечная черта, якобы присущая природе человека.

 

  1. В более узком смысле Н. называют изображение отдельных эпизодов в произведениях писателей (самых разных направлений, в том числе реалистического), когда откровенно и излишне подробно изображаются или акты жестокости или физиологическая сторона человеческой жизни. В этих случаях говорят о натуралистических чертах, эпизодах или сценах.

 

«НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА» — течение в развитии русской реалистической литературы в 40—50-х годах XIX века.

Теоретическое обоснование принципов Н. Ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.», в рецензиях на программные для Н. Ш.. сборники «Физиология Петербурга» (ч. I—II, 1845), «Петербургский сборник» (1846). «…Получили в литературе право гражданства так называемые физиологии, характеристические очерки разных сторон общественного быта» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 10. М., 1956, с. 316).

Писателей Н. ш. объединяло особенное внимание к жизни социальных низов, городской и деревенской бедноты. Зарисовки быта даны в очерках Н. Некрасова «Петербургские углы», жанровые картинки — в «Петербургских шарманщиках» Д. Григоровича. Тяжкая доля крестьянства с сочувствием изображена в повестях Д. Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка».

В русле Н. ш. начиналось творчество будущих великих писателей-реалистов И. Гончарова, Ф. Достоевского, А. Островского, И. Тургенева. В романе «Бедные люди» (1845) Ф. Достоевский показал «забитое существование» и «как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре» (Б е л и н с к и й В. Г. Полн. собр. соч., т. 9. М., 1955, с. 554).

Представители Н. ш. развивали традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление русской литературы. Однако для некоторых писателей Н. ш. характерно чрезмерное увлечение внешним бытописательством, что снижает художественную ценность их произведений.

Углубление психологического анализа, изображение «диалектики души» у Л. Толстого, зрелого Достоевского обозначили уже новую ступень реализма в сравнении с Н. ш.

 

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — воплощенное в художественных образах в той или иной мере научно обоснованное изображение жизни человека.

Шире — человеческого общества вообще, какими они сложатся в более или менее отдаленном будущем в связи с успехами науки и техники и теми сложными вопросами, которые они будут ставить перед человеком, включая выход его за пределы земной цивилизации («Война миров» Г. Уэллса, «Лунная пыль» А. Кларка, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери, «Туманность Андромеды» И. Ефремова). . Н.-ф. л. занимает видное место в современном литературном процессе, что вполне понятно в связи с успехами НТР (научно-технической революции).

Значение Н. ф. л. заключается в том, что она конкретизирует возможности науки для дальнейшего развития человеческого общества (учитывая и возможные опасности, которые могут возникнуть) и характеризует те качества, которые в этих предполагаемых условиях должны быть проявлены человеком: волю, мужество, интеллект, героизм. Это определяет воспитательное значение Н. ф. л.

Понятно, что в зависимости от общественных позиций писателя он будет рисовать жизнь будущего общества и человека в нем в самых различных формах: и оптимистически (как в советской литературе, например, Ефремов), и пессимистически (очень часто за рубежом, например, Р. Бредбери), вплоть до произведений, предсказывающих мировые катастрофы и т. п.

Многие произведения современной Н.-ф. л. характеризуются вниманием к тому, как будет вести себя человек в обстоятельствах испытаний будущего, и приобретают в силу этого моралистический, сатирический и т. п. смысл. Поэтому, хотя произведения Н. ф. л. сравнительно быстро стареют, благодаря открытиям современной науки. Они сохраняют значение для читателя и вызывают у него интерес, даже если он знает, что предполагаемые писателем обстоятельства не могут осуществиться (предположение Ефремова о многочисленности внеземных цивилизаций), так как они позволяют понять величие человека в его борьбе за будущее.

 

НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos — новый и logos — слово) — слово вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке и технике, в культуре, в быту).

В художественной литературе Н. часто вводится писателем, живет только в данном произведении, а иногда входит в общее употребление (напр., Н. Ф. Достоевского — «стушеваться»).

 

НЕОРОМАНТИЗМ в общем смысле слова может быть определен как возрождение в конце XIX и начале XX века литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (см. Романтизм).

Неоромантизм возникает как реакция реализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающему творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.

Неоромантическим движением с правом могло быть названо то широкое течение, которое представлено в живописи Беклином или импрессионизмом французских художников, в музыке Вагнером, в философии Ницше, в драме Ибсеном и Метерлинком, Д’Аннунцио и др., в поэзии Бодлером, Верленом, Метерлинком и прочими символистами, в прозе — Эдгаром По, Кнутом Гамсуном, Пшибышевским и т. д.

Все названные имена и многие другие в большей или меньшей степени ярко и определенно говорят нам о романтических стремлениях разбить рамки реализма, как были когда то изломаны узы классицизма. Неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее и к неясному музыкальному началу, и к тайным силам ее взрывающим и потрясающим (дионисианство) и к безграничному революционному индивидуализму. В неоромантизме, наконец, как и в старом романтизме, переплелись и чисто революционные настроения в параллель бурному социальному брожению, и возрожденные общественно-реакционные устремления вроде голосов о мнимом «банкротстве науки» и возвращении к средневековому католическому миросозерцанию. Эти «неоромантические» черты в очень разнообразных сочетаниях указываются С. А. Венгеровым и для периода русской литературы, который характеризовался то как «декадентство», то как «модернизм» и особенно как «символизм», и обнимает собою примерно тридцатилетие 1890—1920, очень разнообразное и бурно протекавшее.

Повидимому, «символизм», как течение, давшее наиболее сильных и талантливых представителей, в будущей историко-литературной терминологии будет стоять все-таки центральным явлением среди этого «неоромантического времени». В целом, конечно, оно не сплошь окрашено «символизмом» Брюсова, Блока, Белого, Соллогуба и других. Под «неоромантизм» хотя и подойдут теми или иными сторонами блестящие продолжатели реалистического течения — как мечтательно меланхоличный Чехов и академический Бунин, бурный Максим Горький, фантастический Леонид Андреев, яркий, к народности тяготеющий Ремизов и т. п., но это совпадение едва ли полно. Необыкновенное разнообразие подобных сильных дарований все-таки плохо мирится с термином предлагаемым от времени, все-таки существенно отличного от нашего, когда не были так резко обострены все социально-экономические отношения. Может быть, целесообразнее было бы вместо эпохи русского «неоромантизма» говорить просто о новом классическом периоде русской литературы, подобно новому классическому периоду Пушкина, Лермонтова и Гоголя и новом классическом периоде реалистического бытового романа и драмы.

В. Чешихин-Ветринский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

 

НОВАТОРСТВО — открытие новых путей в литературе, связанная с этим перестройка литературных традиций (см.), т. е. отказ от одних традиций и обращение к другим, в конечном счете — создание новой традиции.

Н. требует высокого таланта, творческой смелости и глубокого ощущения требований времени. В основе Н. лежит развитие самой жизни: наступает такой момент, когда сама действительность стимулирует художника на поиски новых форм, ибо старые уже недостаточны для отображения нового этапа в истории народа.

По существу, все великие художники мира (Данте — в Италии, Шекспир — в Англии, Сервантес — в Испании, А. Пушкин — в России, Т. Шевченко — на Украине) сумели по-новому увидеть окружающий мир. Они могли обнаружить в жизни такие конфликты, которых раньше писатели не замечали или не могли осмыслить, открыть в жизни таких героев, которых до них не изображали. А для воспроизведения этого нового потребовалось создание новых форм (нового жанра трагедии, нового типа романа и рассказа, новых лирических жанров).

Яркий пример Н.— деятельность Пушкина — основоположника реализма в русской литературе XIX века, создателя русского литературного языка. Своим творчеством Пушкин сразу расширил идейный кругозор русской литературы, смело обратился к герою из народа, обновил почти все жанры литературы: трагедию, роман в стихах, поэму, повесть и рассказ, лирические стихотворения. Виртуозно используя возможности русского силлабо-тонического стихосложения. Пушкин создал поэтические шедевры, которые навсегда вошли в память народную.

Блистательная история русского реалистического романа XIX века — итог новаторских усилий целой плеяды великих писателей. Мировое значение, которое приобрела русская литература во второй половине века, связано с Н. Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, открывших новые пути уже не только для русской, но и для литературы других народов мира.

В начале XX века новатором выступил М. Горький, увидевший жизнь с новых позиций — революционного пролетариата, ;открывший для литературы нового героя.

Литература социалистического реализма существенно обновила пути творчества, утвердив в сфере красоты идеал революционной борьбы и наделив чертами прекрасного образ рабочего, пролетария, образ строителя нового общества.

 

НОВЕЛЛА (от итал. novella — новость) — небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены).

Чаще всего в Н. изображаются один — два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Как правило, это произведение с острым, захватывающим сюжетом. По замечанию Гете, «новелла… новое, невиданное происшествие».

Как литературный жанр Н. сложилась в эпоху Возрождения. Широкое распространение Н. получила в ряде европейских литератур XIX—XX веков. Н.— один из самых разработанных жанров литературы США (Эдгар По, Брет Гарт, О. Генри, Э. Хемингуэй и др.).

В русской и современной советской литературе понятию «Н.» соответствует иногда повесть и рассказ, хотя некоторые авторы в этом случае называют свои произведения Н.