«Сердце не камень», Малый театр (2015)

Публикация в группе: \"Заглянем в зал...\" (ТЕАТР)

5628c1a802e21К дню рождения А.Н. Островского

 

смотреть спектакль здесь :

«СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ» 1-е действие

«СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ» 2-е действие

Когда смотришь русскую классику на сцене, всегда надо быть осторожным, ибо всё может разыгрываться в знакомом тебе со школьной скамьи сюжете, совсем не так, как ты представлял. И когда идешь в театр на такую пьесу, ты должен хотя бы чуть-чуть, но быть подготовленным к тому, что случиться может всякое. И хотя речь пойдёт о Малом театре – блюстителе традиций русской драмы и вечном хранителе всего классического в литературе в своём первозданном виде – до вздоха, до дуновения ветерка, до запятой, – несмотря на это, мы обязаны познакомиться со взглядом самого режиссёра. Речь идёт о пьесе А.Островского «Сердце не камень». Напомню краткое содержание произведения. В пьесе главная героиня – молодая жена богатого старика. Верочка – чистый, честный, но наивный человек. Всё от неопытности, ведь всегда в четырёх стенах: у маменьки, у мужа, к которому и сапожник на дом ездит. Однако никто ей не верит. А муж не отказывает себе в кутежах!

Старик пишет два завещания. Одно при племяннике, где говорится, что всё жене, а второе – тайно, чтоб всё раздали бедным. Хочет отмолить душу, даже если так жену обижает.

Приказчик Эраст хочет широко пожить, а для этого, как говорит племянник, нужно закрутить роман, опозорить Веру. Но всё разбивается о её милосердие, Эраст раскаивается.

Почувствовавший заговор купец выгоняет приказчика и подлого племянника из дому. Оставляет всё верной жене.

Вот что говорит режиссёр Владимир Драгунов:

«С каждым годом Островский всё ближе и ближе. Выжить и сохранить себя в обстоятельствах, которые драматург определил для Веры Филипповны, (жены купца Каркунова и главной героини пьесы, прим. авт.) могла только очень сильная и умная женщина. Я не принадлежу к тем, кто видит в героинях его пьес одну лишь наивность и стерильную чистоту». Значит, мы увидим не инфантильную плаксивую куклу-маменькину доцю, а волевой женский характер и возможно даже имеющий аналогии в современном обществе. Уже интересно. Режиссер постановки считает, что пьеса потому столько раз была провальной (это так, на удивление всех ибо Малый театр считается Домом Островского), потому что пьеса сама «сложная, слишком нравоучительная и при этом загадочная. Читать нужно между строк. Текст полон размышлениями о смысле жизни. При этом свои не самые весёлые мысли Островский представляет в жанре комедии». Создатели спектакля считают, что в этом тексте можно вычитать отношение Островского к любви, дружбе, к сильным мира сего, но обо всём этом он не пишет прямо, не даёт прямых ответов.

Тема составления завещания всегда в мировой литературе являлась интригующей для читателя и благодатной для писателя своей органичностью и пластичностью для любого жанра, но преимущественно имеющая детективный оттенок. Такая тема не может обходиться без жертв. Обязательно возникает смертельное противоборство между тем, кому отписывается всё наследство и тем, кто непременно пострадает, если всё достанется другому, а не ему. Но в нашем случае для Островского важна не столько сама тема, сколько причина, по которой завещание составляется. По этому поводу исполнитель главной роли Потапа Потапыча Каркунова Василий Бочкарёв признаётся, чем же ему дорог этот образ:

«Меня зацепил в этой пьесе испуг. Когда человек кладёт на алтарь свою душу и говорит, что он грешен. Важно, когда в жизни человека наступает такой момент сказать откровенно: я греховен.

–Ох, грешен я. Выкупить душу надо из аду кромешного. Надо, чтобы молилось много народу. Нищим всё раздать и молились чтоб на вечные времена».

Мы не знаем, о каких конкретно грехах говорит Каркунов. Можно попытаться найти ответ у его жены, Веры Филипповны, которую чётко и жёстко играет молодая, практически дебютантка Малого театра, Лида Мелюзина. Её героиня в разговоре с дамами возражает завистницам:

– А разве я жила? Вы спросите меня. Только в церковь да один раз в театре была. И то, кто-то на меня один раз посмотрел внимательно, так Потапу Потапычу это очень уж не понравилось и с тех пор дома сижу. А он из города едет каждый день или в трактир или в клуб».

Но не к жене, которая за 15 лет брака ни разу не взглянула на мужчину. Не думаю, что сей грех разумеет Каркунов, ибо и после оформления завещания Потап Потапыч продолжает уезжать на всю ночь гулять и пьянствовать. Что ж за грех такой, в таком случае, считает он губящим душу? Загадка.

Глеб Подгородинский (племянник Константин) как всегда бесподобен в своей манере играть полоумных лукавцев. Все эмоции на лице. Кажется, что его вообще не интересует завещание. Он тупо убеждён, что и так всё достанется ему. А коль захочет тётушка Вера Филипповна завладеть всем, «так её тогда и подрезать будет не грех». Актёр увлечён интригой, которую затеял против тётушки, чтобы уличить её в измене мужу и, кстати, вызывает эмоции презрения страха – как обычно бывает, когда за вроде бы благодушным расположением, мягким голосом, весёлым смехом и сияющим лицом, скрывается поддонок, а может и убийца. Подгородинскому удаются такие роли. Как говорится, образ нашёл своего актёра и обрамил его. Роль непростая и динамичная, как и роль Милюзиной. Замужняя женщина, поначалу осторожная и холодная к окружающем, блюдущая супружеский долг и ужасающаяся уже оттого, что Ольга – жена Константина, изменяет тому с приказчиком Ерастом, переживает длинный путь осознания себя не только живым человеком, об которую хватит вытирать ноги даже её мужу, но и женщиной, на которой ей самой не стоит ставить крест.

Если внимательней присмотреться к игре актрисы в особенно драматические моменты сюжета, можно с любопытством обнаружить интересную игру гаммы чувств от серого до яркого. Сама актриса не раз признавалась, что самым дорогим для себя моментом она считает чувство, когда «…ты владеешь залом. Чувство, что зрители дышат вместе с тобой, идут за тобой». По крайней мере, её княжна Тараканова в «Театре Императрицы» Э.Радзинского вызывала не просто сочувствие зрителей. Зал мечтал, чтобы история повернулась вспять и пленница сбежала. В своих ролях молодая актриса считает для себя важным личную правду, которую она может передать через ту или иную роль. Её Вера Филипповна – сильная женщина. Она верна мужу, но понимает, что обретает с ним одно только несчастье. И когда в конце пьесы, после того как всё таки Каркунов соглашается с тем, что жена его святая и оставляет всё состояние таки ей, она заявляет, что по смерти его выйдет замуж, — в этом позиция не только героини, но и самой актрисы, — позиция, которая нас приводит в отчаяние.   

Пьеса сложна еще и потому, что здесь любовь вроде бы и любовь, да можно ли доверять приказчику Ерасту, (В.Зотов) когда тот говорит, что может любую заманить и если своя рубашка ближе к телу, то ему выгода нужна. Ежели так да с такими принципами все его вроде бы душевные речи к Вере Филипповне искренние ли, когда он говорит и о любви к ней и о счастье с любимым? Таких людей в жизни много, но попробуй сыграть такого.

Еще пьеса могла оказаться провальной, потому что многие во времена жизни писателя после премьеры утверждали, что Островский, дескать, исписался. Речь о том, что читатели привыкли видеть героинь Островского девицами наивными, романтичными, чуть глуповатыми даже и обязательно несчастными в любви. Такие вызывают больше сочувствия, чем сильные женщины, вроде Веры Филипповны. Тут же не над чем страдать, не о чем переживать или кого-то жалеть.

В любом случае, когда я касаюсь постановок Малого театра, я всегда заканчиваю свои статьи только одним: Если хотите увидеть традиционную постановку русской классики без чудовищных экспериментов и услышать правильный русский язык, приходите в Малый.

(Visited 537 times, 1 visits today)
16

Автор публикации

не в сети 6 дней

Рокер Гарри

6 102
Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.
День рождения: 18 Апреля
flagУкраина. Город: Харьков
Комментарии: 1444Публикации: 363Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

8 комментариев к “«Сердце не камень», Малый театр (2015)”

  1. Супер! Классно написано, и Здорово сказано про Малый Театр!))

    Посмотрела "Сердце не камень"! Очень понравилось!

    Много прикольных моментов! Классно играют актёры!))

    I wish you luck and creative inspiration! I want to believe only in good things!) Respectfully! Emmi
    4
  2. Немало "маститых" критиков пишут вроде и верно, правильно по канонам разбора , но, при этом формально, потеряв ту чувственную составляющую, которая выходит за рамки сухого анализа театрального процесса. У тебя живой нерв и теплота отношения и вся академичность проф.критики может постоять в стороне. Спасибо.

    6
    1. Мне еще, конечно, оттачивать и оттачивать стиль и мастерство, но мне думается, что разница вот в чем: я не пишу под заказ. А токмо если "зацепит" что-то очень сильно. Оттого и искренне получается. Да и к Дому Островского у меня особенно трепетное отношение. А маститым требуется каждый день по статье выдавать, это их профессия. Многим не в радость, а как обуза. И потому штампов и клише не избежать. Спасибо! no

      0

Добавить комментарий

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *