: Т

Т

 

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto — то же самое и logos — слово) — повторение тождественных по смыслу слов («плачет, слезами заливается»). С. Н.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения.

Исследователь получает возможность судить о произведении не только по его окончательному виду, но и по ходу работы над ним писателя и яснее видеть общественно-психологические предпосылки творческой работы и конкретно-исторический смысл произведения.

Основу Т. и. составляет история текста произведения, и это делает ее одной из сторон текстологии (см.). Рассмотрение Т. и. издаваемых произведений входит в комментарии научных изданий сочинений классиков.

Источниками Т. и. служат материалы творческой лаборатории писателя: планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректуры, прижизненные издания, письма, дневники, воспоминания современников и т. п. А. Г.

 

ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат. textus — ткань, связь и греч. logos — наука) — наука о тексте произведений литературы.

Главная ее задача — критическая проверка и установление подлинного текста, без чего невозможно его дальнейшее исследование, толкование, публикация и т. п. Эта задача осуществляется посредством восстановления истории текста, сопоставления различных его источников (рукописей, корректур, авторизованных изданий).

Античные и средневековые тексты, сохранившиеся плохо или дошедшие до нас через посредство более поздних списков, труднее поддаются восстановлению, требуют тонко разработанного критического метода с применением гипотез и исправлений, вносимых по догадке текстолога, не опирающихся на бесспорные текстовые документы.

Установленный таким образом текст во многих случаях остается гипотетическим. Т. отыскивает первоначальный текст (архетип), но проявляет интерес и ко всем более поздним изменениям текста, в которых отразились общественно-исторические условия его бытования. Особых приемов требует Т. произведений фольклора, где понятие «текст» оказывается сложным и зыбким: исполнение произведения народного творчества обычно представляет собой импровизацию, каждая из которых содержит равноправную редакцию (вариант) текста.

В литературах нового времени развилось авторское начало и возникло понятие литературной собственности, возможность размножать произведение и закреплять его текст средствами полиграфии. Наибольший интерес в этом случае представляет история создания текста автором, а не последующие его перемены в процессе бытования. В случае, если текст переводный, своей историей обладает не только текст перевода, но и оригинальное иноязычное сочинение.

Все эти различия не нарушают единства Т. как науки. Посредством углубления в историю текста решаются все ее главные задачи: установление (исторически осмысленное и критическое прочтение) текста, изучение его источников, выяснение их генеалогии (происхождения) и соподчиненности.  Это в свою очередь помогает понять историческую причину и логику имевших место переработок, изменений текста и отделить осмысленные перемены от случайных искажений.

Кроме указанных прямых источников текста, к изучению его истории широко привлекаются переписка современников, дневники, мемуары и другие исторические свидетельства творческой работы писателя.

Т. включает в себя научное издание (эдицию) литературных произведений, которые составляют важнейшее прикладное применение Т. При этом возникает ряд частных проблем построения собрания сочинений: выбор редакции, отбор издаваемых произведений, их расположение, состав справочного аппарата (сопроводительные статьи, комментарии, указатели).

Решение этих вопросов зависит от типа издания, определяемого его назначением. Различают издания научные и популярные. Высший тип научного издания — академическое издание (см.). Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но не механически, а с изменением состава и расположения, приближением орфографии к современным нормам, упрощением справочного аппарата и приспособлением его к запросам и нуждам массового читателя.

Тексты новой литературы публикуются обычно на основе последней авторской редакции. Но от этого правила могут быть отступления: текст может быть напечатан в более ранней редакции, если она точнее отражает историческую эпоху и требуется представить произведение в том облике, в каком оно воспринималось современниками, вызвало ту или иную реакцию и т. п.  То же касается правила соблюдения «воли автора». Под этим термином в Т. имеется в виду творческое волеизъявление писателя, установление которого составляет задачу текстолога. А. Г.

 

ТЕМА — основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своем произведении.

Т. находится в неразрывной связи с его идеей (см.). М. Горький так определял тему в своей «Беседе с молодыми»: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Для верного и глубокого достижения содержания каждого литературно-художественного произведения необходимо осмысливать всю его идейно-тематическую целостность. Г. А.

 

ТЕНДЕНЦИЯ — в литературном произведении та общая мысль, идея (см.), которая раскрывается в нем и которую писатель стремится внушить читателям.

Все подлинно значительные в идейном и художественном отношении произведения тенденциозны, так как их создатели не ограничиваются воспроизведением картин жизни, характеров людей, событий, но, как указывал Н. Чернышевский, объясняют их и произносят над ними свой приговор.

Достаточно вспомнить статьи В. Белинского о А. Пушкине, М. Лермонтове, Н. Гоголе, статьи Н. Добролюбова о И. Тургеневе, А. Островском, И. Гончарове, Ф. Достоевском, чтобы в этом убедиться. О тенденциозности великих художников слова (Эсхила, Аристофана, Данте, Сервантеса) писал Ф. Энгельс, называя также и современных ему русских и норвежских писателей.

Термин «Т.» употребляется и в другом значении. Под ним подразумевается навязывание реакционными писателями ложных, предвзятых мыслей, идущих вразрез с ходом истории, с интересами народных масс.  Примерами могут послужить имевшие место в русской литературе прошлого века так называемые антинигилистические романы В. Клюшникова («Марево», «Большие корабли», «Цыгане») или Б. Маркевича («Марина из Алого рога», «Перелом», «Бездна»).

Бывает, однако, что ложная Т. возникает вследствие трагического заблуждения и у великих писателей. Свидетельство этому — второй том «Мертвых душ» Гоголя. Г. А.

 

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, или п о э т и к а, — раздел литературоведения, в котором дается определение природы литературного творчества, его видов и форм, его общественного значения и методики анализа литературного произведения.

Т. л. рассматривает проблемы образности и художественности литературы, изучает понятия стиля, течения, метода, структуры литературного произведения, жанров и жанровых форм, литературного процесса, особенностей языка художественной литературы, сюжетосложения, стихосложения. См. Литературоведение. Л. Т.

 

ТЕРЦЕТ (от лат. tres — три) — строфа, состоящая из трех стихов на одну рифму:

На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу,

Но на небо глаза возвожу.

(А. С у м а р о к о в. Противу злодеев.)

В русской поэзии встречается крайне редко. Значительно чаще поэты применяют отдельные утроения рифмы среди стихов самой различной рифмовки:

Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье…

(М. Лермонтов, Мцыри.) К. В.

 

ТЕРЦИНА — стихотворное произведение, состоящее из трехстиший с обязательной схемой рифм — ава всв сдс…

Все трехстишия связаны цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка. Таким образом, каждая рифма — тройная, кроме первой и последней строфы.

Возникли терцины в Италии в XIII веке. Т. написана «Божественная комедия» Данте:

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

 

Каков он был, о, как произнесу

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

 (Пер. М. Лозинского.)

В русской поэзии в форме Т. написана поэма А. К. Толстого «Дракон». В, Н.

 

ТЕТРАЛОГИЯ (от греч. tetra — четыре и logos — слово, повествование) — эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идейно-художественным замыслом.

Характерный пример драматических Т.— четырехчастные циклы драм у афинских трагиков V века до н. э. (Эсхила, Софокла и Еврипида), в которые входили три трагедии и сатировская драма (средний жанр между комедией и трагедией).

Такова «Орестея» Эсхила, состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» и несохранившейся сатировской драмы «Протей».

В качестве эпических Т. в современной литературе можно назвать монументальные циклы «Очарованная душа» («Аннета и Сильвия», «Лето», «Мать и сын», «Провозвестница») Р. Роллана, «Иосиф и его братья» («Былое Иакова», «Юный Иосиф», «Иосиф в Египте», «Иосиф-кормилец») Т. Манна и др. А. С.

 

ТЕЧЕНИЕ, или направление литературно е, — понятие, которое объединяет группу писателей, связанных общностью идейно-эстетических позиций.

Иногда направление толкуется как понятие более широкое (например, романтизм), а течение— как ответвление внутри направления (гражданский романтизм). См. Метод художественный. С. Т.

 

ТИП, или типичный характер, в реалистических литературных произведениях — художественный образ человека, определенной личности, выступающей в ее индивидуальном своеобразии и живом многообразии присущих ей черт и свойств, существеннейшие из которых симптоматичны для людей того или иного времени, общественного класса, народа.

Познавательно-воспитательное значение изображаемых в творениях литературы Т. чрезвычайно велико: знакомясь с ними, читатели постигают закономерности общественной жизни и определяемые ими особенности характеров, норм поведения, взглядов, стремлений и деяний людей. См. Характер литературный. Г. А.

 

ТИПИЧЕСКОЕ — характерное, художественно обобщенное, показательное для той или иной социальной среды, народа, для тех или иных исторических условий, общественных ситуаций.

Читая, например, комедии Мольера и романы Бальзака, мы знакомимся с жизнью и нравами, типичными для французской аристократии и буржуазии на разных этапах их развития.  Великие творения Л. Толстого вводят нас в жизнь как светского общества России прошлого века, так и в жизнь многомиллионного русского крестьянства. Шолохов открывает в «Тихом Доне» перед читателями характеры, деяния, устремления различных слоев казачества в период гражданской войны.

Исследуя изображаемую ими жизнь, проникая в глубины рисуемых ими характеров и обстоятельств, великие писатели создавали и создают тот «учебник жизни», о котором говорил Н. Чернышевский и который не только дает знание об изображенном, но и воспитывает должное отношение к нему.  Сила такого «учебника жизни» определяется, во-первых, достоверностью, исторической правдой изображенного, во-вторых же, тем, что он не просто рассказывает о типическом, а непосредственно показывает типическое в конкретных индивидуумах, событиях, положениях.

На обе стороны этого вопроса было указано Ф. Энгельсом. В его письме к Ф. Лассалю, останавливаясь на достоинствах драмы последнего — «Франц фон Зиккинген», Энгельс писал, что действующие лица драмы являются действительными представителями различных общественных классов общества, что их идеи не только являются им принадлежащим достоянием, но и характеризуют изображаемую Лассалем эпоху, что деяния и поступки главных героев драмы мотивируются тем «историческим потоком, который их несет» (М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч. т. 29, с. 492).

В другом своем письме, адресованном М. Каутской, Ф. Энгельс указывал как на достоинство ее произведения «Старые и новые» на то, что в нем «…каждое лицо — тип, но вместе с тем и вполне определенная личность…» (М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 36, с. 333).

Создание типических образов характерно прежде всего для реализма. Художественное обобщение в романтизме (см.), например, передается главным образом через изображение необычного, исключительного, что отнюдь не снижает значения романтических образов сравнительно с реалистическими.  Здесь все дело в исторической обстановке и в позиции писателя, которые подсказывают ему обращение к различным видам художественного обобщения. Г. А.

 

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — стихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

Внутри Т. с. различаются чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе (размеры русской классической поэзии); промежуточное положение занимают такие виды стиха, как дольник.

В русской терминологии XVIII века (Тредиаковский, Ломоносов) под Т. с. имеется в виду в первую очередь силлабо-тоника, в современной терминологии — в первую очередь чистая тоника. М. Г.

 

ТРАГЕДИЯ (букв. «песнь козлов», от греч. tragos— козел и ode — песнь) — один из основных видов драмы, противоположный комедии.

Т. называют такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

Т. рождает в сердцах зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания происходящему на сцене, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного и облагораживающего душу.  «Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии,— восклицал В. Белинский,— и вы лишите ее всего величия, всего ее значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь, которая над вами же первым утратит всю свою обстоятельную силу».

Иными словами, Т., используя возможности драмы, полнее всего выражает собой содержание трагического (см.): она типизирует, укрупняет наиболее важные жизненные противоречия, придает им общечеловеческий (философский, «вечный») смысл.

Для Т., в еще большей степени, чем для драмы в целом, характерна неравномерность развития. Ее взлеты (как правило, непродолжительные) совпадают с переходными и бурными историческими периодами, когда утверждаются новые общественные отношения, рождаются новые формы поведения и морали. Возникнув в Древней Греции, Т. достигла расцвета в творчестве крупнейших афинских трагиков V века до н. э.: Эсхила, Софокла и Еврипида. Они создали героическую, проникнутую высоким гражданским духом Т., прославляющую величие свободного человека («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла, «Ифигения в Авлиде» Еврипида и др.).

Спустя два тысячелетия английская литература выдвинула на рубеже XVI—XVII веков В. Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и величайшего драматурга Возрождения (см.). Основная тема шекспировский Т., будь то «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Антоний и Клеопатра», «Король Лир» и др.,— столкновение благородной личности, героя-гуманиста с миром зла и несправедливости.

Шекспир выбирает в герои своих Т. людей исключительных, в полном смысле титанов, которые находят в себе мужество и силы бросить вызов всему несправедливому свету и вести с ним до последнего дыхания героическую борьбу.

В конфликтах шекспировских Т. до предела обнажаются крайние степени благородства и низости, честности и коварства, душевной щедрости и беззастенчивости, эгоизма. «Гамлет» в особенности убедительно демонстрирует то новое, что Шекспир внес в Т. в сравнении с античной Т. Если в последней герой ставился в зависимость от судьбы, всемогущих внешних «роковых» обстоятельств, подавляющих человеческую инициативу, то у Шекспира человек предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые, в свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни.

Чрезвычайно много для развития Т. сделали французские классицисты (см. Классицизм). Трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, сосредоточившись на изображении различных нравственных коллизий, рождаёмых столкновением страсти и долга, подкупают своей гражданственностью, строгостью формы, глубиной и тонкостью психологического анализа.

Новый взлет Т. наблюдается на крутом историческом переломе XVIII—XIX веков, ознаменованном Великой французской революцией 1789—1794 годов. Особенно значительны успехи трагической поэзии были в Германии. Целый ряд замечательных Т. создает Ф. Шиллер, И. — В. Гете интенсивно работает над философской Т. «Фауст».

Параллельно наблюдается развитие Т. в России. Первые шаги русской Т. связаны с творчеством классицистов: А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина. Взлет Т. ознаменован «Борисом Годуновым» и «Маленькими трагедиями» А. С. Пушкина («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»).

В «Борисе Годунове» Пушкин с замечательным мастерством воссоздал «во всей истине» одну из самых драматических эпох русской истории — конца XVI— начала XVII века. В качестве главной проблемы пушкинская Т. ставит вопрос о неправедной власти, раскрывает тему трагической судьбы общества, в котором народ обречен на бездействие.

В реалистической драматургии XIX века трагическое решительно перемещается в сферу повседневности, быта, семьи. Заурядные, на первый взгляд, конфликты обретают огромную трагическую силу там, где драматург за обыденным увидел героическое, за семейными коллизиями — острейшие социальные противоречия. Так, появляется «Гроза» А. Н. Островского, внешне обладающая всеми признаками бытовой драмы, но несущая в себе столь сильный эмоциональный заряд, что она близка по жанру к Т.

В драматургии XX века в связи с величайшими историческими и революционными преобразованиями Т. обретает прежнюю монументальность, близкую шекспировской и пушкинской, сочетающуюся с глубоким психологизмом.

Крупнейшие драматурги современности (Б. Брехт, Вс. Вишневский) показали в своих Т. коренные социально-исторические сдвиги нашей эпохи, главенствующую роль масс в революционных преобразованиях. Трагизм судьбы героев, погибающих во имя победы нового.

При этом гибель героя уже не несет на себе печать безысходности, и неизбежная скорбь, сопряженная с ней, освещается оптимизмом веры в человека и его будущее. Недаром одна из самых замечательных в советской литературе Т., принадлежащая перу Вс. Вишневского, названа «Оптимистической трагедией». А. С.

 

ТРАГИЧЕСКОЕ — все то, что отмечено крайне острыми столкновениями (коллизиями) человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.

В литературе важнейшей специфической формой Т. является трагедия. Однако Т. способны отражать и другие жанры, принадлежащие как к эпическому, так и к лирическому роду. В этом смысле особенно велика роль романа, ведущего жанра в литературе XIX—XX веков.

Так, русский классический роман XIX столетия насчитывает немало произведений, в которых Т. запечатлено с не меньшей художественной и эмоциональной силой, чем в величайших трагедиях прошлого. Это прежде всего романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого. А. С.

 

ТРАДИЦИЯ — передача художественного опыта из поколения в поколение, его творческое преломление в истории литературы.

Т. активно влияют на исторические судьбы наций, так как они цементируют единение людей вокруг культурного наследия и воплощенных в этом наследии идеалов. Ряд Т. в мировой литературе, нередко интернациональных, исходит из достижений отдельных писателей и получает их имя. Таковы байроновская традиция в европейской поэзии XIX века, объединившая лучших лириков разных стран — Англии, Франции, Венгрии, Польши, России (от Байрона до Словацкого, Мицкевича, Лермонтова и Виньи).

В русской поэзии устойчивой оказалась некрасовская Т. патетического и одновременно задушевно-грустного и даже скорбного воспевания крестьянской России с мастерским использованием фольклорных мотивов (Некрасов — Блок — Есенин — Исаковский — Твардовский).

Литературные Т. различны по степени устойчивости: одни удерживаются в литературе относительно недолго, другие, трансформируясь, переходят из века в век. С обновлением обстоятельств, в которых развиваются национальные культуры, возникают и новые Т.; и, укрепляясь, они способны вывести художественные искания к неизвестным ранее горизонтам. Таковы сложившиеся в XX веке Т. коммунистической партийности литературы (см.) и социалистического реализма (см.).

Эти новые Т., у истоков формирования которых в России стояли В. И. Ленин и М. Горький, не означали разрыва с прошлым, а опирались на предшествовавшие завоевания демократического искусства и передовой политической мысли. По словам В. И. Ленина, пути становления литературы социалистического общества пролегали через «развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры». С. Н.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — См. Силлабо-тоническое стихосложение.

 

ТРИЛОГИЯ (от греч. trilogia, tri — три и logos — слово, повествование) — литературное произведение, чаще всего эпическое или драматическое, состоящее из трех самостоятельных произведений, объединенных в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Древнейшие образцы драматических Т. встречаются у афинских трагиков V века до н. э.: Эсхила, Софокла, Еврипида. В драматургии XVIII—XIX веков также нередки примеры Т.: «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Преступная мать» П. Бомарше; «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» А. К. Толстого.

В прозе XIX—XX веков широко распространены эпические Т. Таковы автобиографические Т. Л. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

А также романные Т.— «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») А. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» («Собственник», «Серебряная ложка», «Белая обезьяна») Д. Голсуорси и мн. др. А. С.

 

ТРИОЛЕТ (от итал. trio — трое) — стихотворение из восьми строк, построенное по строгим нормам: схема рифм абааабаб, тройной повтор строк — четвертая строка полностью повторяет первую, седьмая и восьмая повторяют первую и вторую.

Т. возник в средневековой итальянской и французской поэзии, позже широко распространился; в русскую поэзию вошел с Н. М. Карамзина (XVIII век). Художественно значительных Т. нет, он остался формальным упражнением. В. Н.

 

ТРОП (греч. Τρόπος, оборот) — стилистический термин, обозначающий перенесение смысла слов, употребление слова в переносном, иносказательном значении. Учение о тропах входит, таким образом, в область семасиологии, учения о значении слов, образуя главный отдел специально поэтической семасиологии. Поскольку всякое развитие и изменение значения слов основано на перенесении значения с одних предметов мысли на другие и поскольку почти все слова живого языка имеют несколько значений и могут применяться в разных смыслах, Гербером (Die Sprache als Kunst. 1871—74) высказано утверждение, что «все слова суть тропы», а у нас еще ранее Потебней («Мысль и язык», 1862 г.) выражена та же мысль в положении, что «в языке нет собственных выражений» (см. Вопр. теории и псих. творч. Т. I, изд. 2-е. Стр. 344). Но для тропа, как понятия стилистики и поэтики, существенно не столько образование нового значения в слове в результате перенесения смысла, сколько такое употребление слова, когда при «переносном» его значении сохраняется, в той или иной степени, и другой, первоначальный, «прямой» его смысл. Очевидно, что лишь в таком случае понятие тропа, как перенесения значения, имеет свой специфический смысл, ибо если слово употребляетсятолько в переносном значении, то оно уже не ощущается, как переносное, и мы только можем говорить о новомзначении слова и об истории развития значения.

Основными видами тропа являются метафора, метонимия и синекдоха (см. эти слова). Такое сосуществование двух (а иногда и нескольких) смыслов особенно ярко выступает в метафоре, но и в метонимии и синекдохе, как явлениях поэтического стиля, оно имеется налицо. Значение в поэтической семасиологии понятия тропа, как понятия родового, объединяющего видовые категории метафоры, метонимии, синекдохи, выступает особенно в тех случаях, когда данное явление поэтической речи не может быть с полной точностью и несомненностью отнесено только под одну из этихвидовых рубрик. Так, например, Майковский образ «Летнего дождя» — «Золото, золото падает с неба!» — обладает такой тропической многозначностью. В устах детей («Дети кричат и бегут за дождем») золото — дождь есть метафора: золотой дождь, — капли которого золотятся солнцем. В устах взрослого («Полно-те, дети, его мы сберем…») основной образ золота может трактоваться и как метафора (основание сходства, но иное, чем в первом случае: здесь и цвет играет роль — «золотистым зерном» и ценность «в полных амбарах» и пр.) и как метонимия (отношение результата — «хлеб» — к причине — «дождь»: «его мы сберем»: не золото дождя, но уже золото хлеба, как результата дождя). Подобным же образом Лермонтовский «Парус» может трактоваться и как метафора, и как метонимия, и как синекдоха. Такого рода многозначные, синтетические тропы должны быть сближены с категорией символа (см.) в поэтике.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Вопросы теории и психологии творчества, Т. I. Изд. 2-е. Харьков, 1911. (Статьи: Горнфельда «Троп» и Харциева «Элементарные формы поэзии»); Потебня, Из записок по теории словесности. Харьков, 1905; Gustav Gerber, Die Sprache als Kunst, B. I—II, 1, 2 Bromberg 1871—1874 (есть и второе издание); Richard M. Meyer. Deutsche Slilistik 2. Aufl. München 1913; Ernst Elster, Prinzipien der Literaturwissenschaft. II B. Stilistik. Halle 1911. Ha чрезвычайно обильной специальной литературы по тропам можно указать Gross, Die Tropen und Figuren (1888); Arminius, Die Tropen und Figuren (1890); Tumlirz, Die Lehre von den Tropen und Figuren nebst einer deutchen Metrik. 4. Aufl. Leipzig 1902. Все наиболее существенное из античных воззрений на тропы и фигуры приведено у Гербера.

М. Петровский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925