: У

У

 

УРБАНИСТЫ. Корнем слова урбанист является латинское слово urbs — город. Урбанистами мы называем писателей, творчество которых связано с бытом современных городов, с новой гаммой звуков, красок и линий, с ускоренным темпом городской жизни, с красотой скорости, движения, динамики. В 19 веке Россия, усадебная, деревенская, деревянная, с патриархально-натуральным хозяйством уступает место России городской, железной, каменной, промышленной. Перепись 1897 г. показала чисто американский рост промышленных центров России. Если в 1812 г. население городов составляло в нашей стране всего 1,653.000 или 4,4%, то в 1897 г. оно доходило до 16,989.000 или 13%. Выдвинулись города с миллионным населением. Начинается бегство из усадьбы в город, из деревень в промышленные центры. Еще в 1867 г. длина железных дорог достигала в России 4.700 верст, а через 40 лет эта длина увеличилась до 63.000 верст. В 1910 г. число пассажиров доходило до 191 миллиона. По железным дорогам города-спруты притягивают к себе массы людей. Карету, возок, телегу заменил паровоз, темп жизни резко изменился. Писатель горожанин, «урбанист», ощущает этот ускоренный пульс жизни и создает новые формы. Возникают рассказ, миниатюра Чехова, роман Ф. М. Достоевского, полный не статики, а динамики свободный стих, в котором сколько мыслей, столько ритмов. «Я писал свои рассказы, как репортеры пишут свои донесения на пожаре», говорил создатель рассказов «короче воробьиного носа» — А. П. Чехов.

Художник заменяет подробное описание деталей творчеством по впечатлению, выдвигая наиболее характерные черты вместо сотен деталей. Пятнадцатиминутная драма, рассказ в сто строк, роман не форм, а движений, не портретов, а переживаний, новая проза и новые стихи. Таков результат урбанизма.

«Динамопрозы», «динамостихи» — таково творчество урбанистов, создающих «заново ритма мерку». Наиболее ярким выражением урбанизма является футуризм с его красотой скорости (см. Футуризм), поэзия пролетарских поэтов с их городскими темами, с их борьбой против деревенского. В творчестве урбанистов «осталенною стала златосоломнаяструна». Стальные, железные, городские звуки врываются в творчество поэтов города, где «улица быстрым потоком шагов, плеч и рук и голов катится с яростным шумом к мигу безумий», где «с ропотом, грохотом, топотом проносятся лиц вереницы». В творчестве урбанистов ярко выступают кричащие социальные противоречия. Эти противоречия выражает новая речь, телеграфный стиль эпохи. «Шумы, шумики и шумища» заставляют писателя вырабатывать особый кричащий, лаконичный, гиперболический стиль.

О, есть ли

Глотка,

Чтоб громче вгудела

Города громче

В его гудение.

пишет-кричит один из наиболее ярких урбанистов К. Маяковский.

Лицо города было освещено уже в очерках петербургского периода у Н. В. Гоголя (Портрет, Шинель, Невский проспект, Записки сумасшедшего). Темы города выдвинули в 60-е годы Помяловский, Некрасов, но истинным предтечей урбанистов в России явился Ф. М. Достоевский с его поэмами города, с его Петербургом, подвалами и чердаками столичного города. А. П. Чехов, Максим Горький, С. Юшкевич, Айзман, Шмелев, Фофанов, В. Брюсов, В. Маяковский, пролетарские поэты увековечили город. Одни увековечили город особняков и бульваров, город крайнего индивидуалиста буржуа, другие увековечили мятежный город с его революционными толпами, с его «улицей красною, улицей властною». И те, и другие внесли новую гамму звуков, новый лексикон и новое мироощущение.

В. Львов-Рогачевский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

 

УСЛОВНОСТЬ — существенная черта литературы (как и искусства вообще), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности (при всей конкретности изображения).

Правда, известны случаи, когда зрители, приняв происходящее на сцене за действительность, вмешивались в ход действия, а читатели запрашивали у писателей адреса их героев. Но грамотный читатель понимает, что даже в очерке есть У. в отборе фактов, их композиции и т. п. Хотя мы видим на сцене гибель героя и потрясены ею, мы в то же время сознаем, что после падения занавеса артист встанет и отправится ужинать.

Однако, благодаря тому что мы видели этого героя, наши представления о жизни становятся полнее и глубже, его судьба воспринимается нами как пример жизни вообще людей такого рода, как этот герой, и в силу этого интересна для нас уже не только сама по себе, а как обобщение более широкого характера.

Захваченные действием на сцене, мы в то же время отдаем себе отчет в том, что в комнате, на которую мы смотрим из зрительного зала, нет четвертой стены и что интимный разговор между героями одновременно слышат еще несколько сот зрителей. Пушкин писал: «Какое, черт возьми, правдоподобие может быть в зале, разделенной на две части, из коих одна занята 2000-ми человек, будто бы невидимых для тех, которые находятся на подмостках».

С меньшей мерой наглядности, но эта же условность присуща и прозе, где рассказывается, например, о мыслях и чувствах человека, на самом деле им не высказанных в прямой речи и лирике, где то, о чем говорит поэт, на самом деле могло с ним и не происходить (Лермонтов не лежал с свинцом в груди в долине Дагестана), в живописи, где мы не можем сорвать свисающего с ветки яблока, и т. д.

В этом смысле искусство условно воспроизводит жизнь, для того чтобы открыть нам дорогу для более глубокого ее понимания и ее оценки. Такого рода условность искусства называют первичной условностью.

Вторичной условностью называют такую, когда писатель обращается, изображая жизнь, к формам, отступающим от жизненного правдоподобия, к фантастике, гротеску (см.) и т. п.

В «Страшной мести» Гоголя мы читаем о колдуне и летающей душе пани Катерины, в «Пиковой даме» Пушкина появляется призрак графини: здесь писатель сознательно нарушает законы жизненного правдоподобия, для того чтобы придать тем или иным сторонам жизни особенно острое и выпуклое значение.

В жанре, например, живописной карикатуры художник как бы искажает черты лица в портрете того, на которого обращена карикатура, но это позволяет ему подчеркнуть характерную черту или поступок персонажа, придать ему предельную характерность.

У. выражается в самых различных формах в зависимости от художественной задачи, которую ставит перед собой писатель, его стиля, метода, исторической обстановки и т. д. Л. Т.

 

УТОПИЯ — вымышленная картина идеального жизненного устройства.

Термин связан с названием произведения английского писателя Томаса Мора (1418—1525), автора «Золотой книжечки о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (слово «Утопия» означало «несуществующее место»).

Т. Мор, критикуя эксплуататорское общество, рисовал мир, где все трудятся и все счастливы. Утопией является «Город Солнца» великого итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568—1639).

Социалистическая утопия представлена в романе английского писателя-социалиста В. Морриса «Вести ниоткуда» (1891), в снах Веры Павловны в романе Н. Чернышевского «Что делать?». С. Н.

В случае обнаружения ошибки, выделите её и нажмите Shift + Enter или НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ чтобы сообщить нам. Мы немедленно отреагируем!