: Г

Г

 

ГАЛЛИЦИЗМ (от лат. gallicus— галльский) —слово или оборот, заимствованные в XVIII веке из французского языка: из общественно-политической лексики («комиссар»), из военной («кавалерия»), из единой системы мер («метр»), из области торговли, промышленности, производства («кредит», «фабрика», «драп»), из области искусства («актер»), из бытовой лексики («этаж», «визит»).

Со временем Г. усваивался языком и входил в обиход (р а й о н, с у в е н и р).

 

ГЕКЗАМЕТР (от греч. hexametros — шесхимерник) — шестистопный дактиль с женским окончанием; в первых четырех стопах трехсложная стопа дактиля может заменяться хореем.

Пример (двусложная стопа выделена разрядкой):

Г н е в, б о гиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял…

(Гомер Илиада. Пер. Н. Гнедича.).

 

ГЕРОЙ — см. Положительный герой.

 

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение) — средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Г. прошла большой и сложный путь развития — от фольклорных произведений многих народов до произведений, где созданы развернутые, гиперболические образы («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «150000000» В. Маяковского). Часто Г. встречается в пословицах, поговорках и в изречениях (напр., «море по колено», «слезы текут ручьем»).

 

ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому — прямая Г. — или от большого к малому — обратная Г.).

Вот изображение взрыва в стихотворении Н. Заболоцкого:

Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер

(«Творцы дорог»).

 

ГРОТЕСК (от франц. grotesque, от итал. grotesco) — в литературе и искусстве одна из разновидностей комического (см.), сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

Как форма комического Г. отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего; как правило, образы Г. несут в себе трагический смысл.

Термин «Г.» получил распространение в XV — XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. 

Гротовые росписи обычно предназначались для обрамления небольших по размеру (и более дорогих по исполнению) живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Вместе с тем они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» — растительными и животными — ее формами.

Как художественный образ Г. отличается двуплановостью, контрастностью. Г. всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, сгущение, намеренная карикатура.

Г. поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Крошка Цахес» Э. Т. А. Гофмана, «Нос» и «Мертвые души» Н. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса, «Баня» и «Клоп» В. Маяковского.

Наглядное представление о природе сатирического Г. дает щедринская «История одного города». Выразительный Г. в «Истории…» — собирательный образ города Глупова, населенного сонными и равнодушными обывателями, всецело погруженными в животное, бездуховное существование. Под стать глуповцам их градоправители, в особенности Органчик, Угрюм-Бурчеев — персонажи-автоматы, полностью лишенные человеческих качеств даже в самых элементарных их проявлениях.

Все герои и сюжетные положения в «Истории…» нелепы, смешны, фантастичны, неправдоподобны и вместе с тем типичны. Они широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жизни времен самодержавия и крепостничества.

Таким образом, в Г. за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.