: Р

Р

 

РАЕШНИК — русский народный стих, сопровождавший спектакли кукольного театра, служивший рекламой базарным торговцам и балаганным зазывалам.

Например, выкрики тряпичника — так называли сборщика утильсырья.

Этим стихом написаны и большие произведения, преимущественно сатирические, например «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина. Количество слогов и расположение ударений в Р. свободно, ритм основан на смежной рифмовке.

 

РАЗВЯЗКА — заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Она как бы добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц (поединок Гамлета с Лаэртом и его гибель в трагедии Шекспира, смерть Базарова в «Отцах и детях» И. Тургенева). Содержание и форма Р. зависят от идейно-эстетических позиций автора. Поэтому трагическая Р. в литературе социалистического реализма может звучать оптимистически.

«Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.

Иногда, руководствуясь субъективными взглядами, писатель может придать произведению ложную Р. (некоторые народные рассказы Л. Толстого). Р. может логически вытекать из развития действия («Человек в футляре» А. Чехова) или носить неожиданный характер («Гробовщик», «Метель» А. Пушкина, новеллы О. Генри).

Р. обычно следует за кульминацией, но иногда предшествует другим элементам сюжета. Так, сообщение о смерти Коновалова в одноименном рассказе М, Горького предваряет повествование о событиях жизни героя.

 

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ — заданная схема строения стихотворной строки.

Основа Р. с. различна в зависимости от системы стихосложения: в метрическом стихосложении (см.) — размещение долгих и кратких слогов, в силлабическом (см.) — количество слогов. В силлабо-тоническом (см.) сочетание различного количества слогов и размещения ударений создавало огромное разнообразие Р. с.

Самые частые Р. с., например, у Пушкина: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 4-стопный хорей, 6-стопный ямб.

 

РАПСОД (древнегреч. rhapsodos, от rhapto — шью и ode — песнь, или от rhabdos — трость и ode — песнь) — чтец-декламатор, в Древней Греции исполнитель уже созданных ранее произведений, в основном эпических.

Выступал на поэтических состязаниях во время общественных празднеств. Для декламации самостоятельно составлял композицию из текста эпических песен-поэм.

Вместо лиры Р. держал в руке лавровую трость — символ права выступать на собрании. По преданию, со слов Р. в VI веке до н. э. был записан текст древнегреческого эпоса «Илиады» и «Одиссеи».

 

РАССКАЗ — малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенность этой жанровой формы. Иногда Р. приравнивается к новелле (жанровые границы между Р. и новеллой не всегда могут быть определены).

«Пестрые рассказы» Чехова (1886) знакомят с самыми разнообразными эпизодами из жизни людей: здесь и зарисовки беззаботных детских проказ («Детвора»), и грустное повествование об извозчике Ионе, похоронившем сына и рассказывающем о своем горе лошади («Тоска»).

Часто встречаются Р., написанные в форме повествования от первого лица. В Р. Л. Толстого «Люцерн» (1857), имеющем подзаголовок «Из записок князя Д. Нехлюдова». Форма рассказа от лица героя дает возможность не только сообщить о происшествии, потрясшем душу своей несправедливостью (странствующий певец в течение нескольких часов пел и играл для отдыхающих, и никто ничего ему не подал), но и выразить непосредственное отношение к изображаемому. «Вот событие, которое историки нашего времени должны записать огненными неизгладимыми буквами».

Особенностям и возможностям Р. как жанровой формы посвятил свои «Письма о рассказе» С. Антонов. Случаи из жизни советских людей, выявляющие острые нравственные проблемы,— сюжеты многих Р. В. Шукшина.

 

РЕАЛИЗМ (от лат. realis— вещественный) — художественный метод в искусстве и литературе.

История Р. в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Однако понятие правды, истины — одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе».

Но и ярый противник классицизма романтик Гюго со своей стороны убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое так же есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу», но ни тот, ни другой не были реалистами.

Определение Ф. Энгельса: «…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 37, с. 35) — непосредственно относится к литературе XIX века и имеет в виду конкретно-исторический метод, который мы теперь называем методом критического Р.

Вместе с тем оно является важным ориентиром при общей характеристике Р. как метода. Главное здесь в том, что в центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности, Р. не отрывается от реальной почвы, с наибольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи.

Как отмечал К. Маркс, английские реалисты XIX века Диккенс, Теккерей и др. открыли миру «…больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые» (М а р к с К., Э н г е л ь с Ф., т. 10, с, 648).

Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим предрассудкам.

Конкретные особенности Р. зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития Р. в разных странах.

Р. не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.

В науке нет единого мнения о начальном периоде Р. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о Р. наскальных рисунков первобытных людей, о Р. античной скульптуры. В истории мировой литературы многие черты Р. обнаруживаются в произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе, например, в русских былинах; в летописях).

Однако формирование Р. как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), которую Ф. Энгельс рассматривал как «величайший прогрессивный переворот». Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и Сервантеса, в трагедиях и комедиях Шекспира.

После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума.

Для Р. Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир); поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.

Следующий этап в развитии Р.— просветительский (см. Просвещение), когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили.

Но в XVIII веке складывается (в Европе) и так называемый просветительский Р., теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Даниель Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, образы крестьян у Радищева).

Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера, их положительные герои — это прежде всего воплощение разума, отрицательные — отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.

Р. Просвещения часто допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «допустим, что человек оказался на необитаемом острове…».

При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его романа одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у Гете, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Фонвизина «Недоросль».

Новый тип Р. складывается ,в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России — А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический Р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический Р. поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества Р. большую роль сыграл романтизм (см.), стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом Р. XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.

Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В Р. таких писателей, как Веерт, Моррис, автор «Интернационала» Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического Р.

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития Р. Во второй половине века художественные завоевания Р. выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание.

Богатство и многообразие русского реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах.

В начале 30-х годов во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического Р. становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX века, чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).

Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст (см.), например, у Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом Р. Запада существенно ослабляет его эпическую широту.

Эпическая масштабность в XX веке составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).

В отличие от реалистов XIX века писатели XX века чаще прибегают к фантастике (А. Франс,

 К. Чапек), к условности (например, из социалистических писателей — Б. Брехт), создавая романы-притчи и, драмы-притчи (см. Притча). Одновременно в Р. XX века торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах, как в рамках критического Р., так и социалистического.

Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О. Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического Р., как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. Фадеева.

В сложных идеологических условиях капиталистического Запада, когда книжный рынок захвачен массовой литературой, утверждающей мораль общества собственников, Р. отстаивает себя в борьбе против всякого рода враждебных ему эстетических принципов.

История Р. продолжается, и в авангарде борьбы за Р. идут художники, отдающие свой талант делу борьбы за идеалы социализма и коммунизма.

 

РЕДАКЦИЯ — разновидность текста литературного произведения, возникшая в результате переработки ее автором, редактором и т. п.

Переработка имеет целью изменить содержание произведения (так, А. Фадеев под воздействием критики произвел переработку своего романа «Молодая гвардия»), полноту (сокращенная редакция романа Ч. Диккенса «Давид Копперфильд»), стиль (с этой целью А. Пушкин в 1825 году перередактировал свои юношеские стихотворения лицейской поры).

Переработка бывает настолько значительна, что создает новое произведение. Первоначальная же Р. остается существовать наряду с новой и печатается в собраниях сочинений параллельно, как самостоятельное произведение. Повесть Н. Гоголя «Портрет», пьеса М. Горького «Васса Железнова», драма Б. Брехта «Жизнь Галилея» и др.

 

РЕДИФ (араб., букв. «сидящий позади всадника») — повторение слова (иногда двух или трех) после рифмы в конце каждой строки в узбекской, уйгурской, туркменской, азербайджанской и турецкой классической и современной поэзии.

Однако бывают случаи, когда Р. стоит и перед рифмой, а иногда и перед началом строки. В классической поэзии исчезновение Р. или замена его другим, хотя бы и рифмующимся слогом, недопустимы. В современной поэзии применение Р. более или менее свободно:

Слезы жгучие лью: стал я братом печали сегодня.

Слишком злые обиды меня повстречали сегодня… И т. д.

(Махтумкули)

 

РЕЗОНЕР (от франц. raisonner — рассуждать) — персонаж, прежде всего драматургический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

Р. свойственно больше поучать и рассуждать, чем действовать. Поэтому особенно популярной фигура Р. была в драматургии классицизма (например, Клеант в комедии Мольера «Тартюф») и Просвещения (у Дидро, Лессинга). В русской драматургии XVIII ека пример Р.— Стародум в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» (1782).

В настоящее время понятие «Р.» чаще употребляется в отрицательном смысле, как обозначение ходульных, художественно неубедительных персонажей.

 

РЕМАРКА (от франц. remarque — замечание, примечание) — авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

Р., наряду с действием и диалогом, является признаком драмы как особого литературного рода.

Особенно разнообразны и сложны идейно-художественные функции Р. в драматургии конца XIX—XX века. Так, в драмах Чехова Р. являются своего рода символическими лейтмотивами (см.), задающими тон всему действию (например, «звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» в «Вишневом саде»).

В драмах Б. Шоу Р. нередко занимают до трети объема пьесы, в них точнейшим образом изображается сценическая обстановка, передаются оттенки чувств героев. Подобные Р., одновременно глубоко поэтичные и обстоятельные, встречаются в драмах М. Горького, Б. Брехта, Вс. Вишневского и мн. др. А. С.

 

РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ — См. Реализм. Возрождения литература.

 

РЕПЛИКА (итал. replica, от лат. replico — возражаю) — ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего сценическом), возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова партнера.

В драме используются также Р. «в сторону» — условный сценический прием, состоящий в том, что персонаж, высказывая вслух свое мнение о происходящем и о других лицах, адресует его не партнерам по сцене, а прямо зрителям.

В театре Р. принято называть фразу (или ее окончание), завершающую высказывание одного персонажа, за которым следует текст другого действующего лица. А. С.

 

РЕФРЕН (от франц. refrain— припев) — слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни.

Р. обычно отличается по своим метрическим особенностям (размеру) от стихов основного текста. А. Ж.

 

РЕЦЕНЗИЯ (recensio — рассматривание, поверка, разбор) — небольшая критическая статья или заметка, по большей части монографического характера, по поводу той или иной книги, только что вышедшей в свет. Р-ии помещаются в общих и специальных органах периодической печати (газетах, журналах). Со все увеличивающимся разрастанием издательского дела и колоссальным наполнением книжного рынка, роль р-ий, с наименьшей затратой времени знакомящих читателя с общим ходом интересующей его области литературы, отмечающих ее наиболее выдающиеся явления, позволяющих, даже не читая самой книги, судить об ее характере, содержании, достоинствах и недостатках, наконец, предостерегающих от макулатуры, становится все значительнее. Поэтому, кроме общих органов печати, в которых Р-ии находятся обычно на последней странице газеты или в конце журнала и играют сравнительно второстепенную роль, за последнее время на Западе и у нас появились многочисленные издания, ставящие себе специальную цель систематического описания в ряде Р-ий, составленных рецензентами-специалистами, всех областей текущей литературы. Соответственно этому р-ия выдвигается здесь на преобладающе-почетное место, зачастую весь журнал является не чем иным, как сплошным собранием р-ий. Таковы у нас журналы: «Печать и революция» (лучшее из изданий этого рода), «Книга и революция», «Бюллетени литературы и жизни», «Новая книга» и нек. др.

Большая составная р-ия, охватывающая целую серию книг, объединенных между собой по хронологическому или какому-либо иному внутреннему признаку (напр., «Семь лет русской поэзии», «Западная литература по авиации за годы войны» и пр.) называется обзором.

Д. Благой.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

 

РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ — повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей.

В различных системах стихосложения различны основы Р. с.: размеренное чередование долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), строгое количество слогов (силлабическое стихосложение).

Силлабо-тоническое стихосложение в немецкой, английской и русской поэзии основано на соотнесенности стихов по равномерному размещению ударных слогов. Например, ударения только на четных слогах или только на нечетных или в ином порядке — с безударными интервалами не в один, а в два слога.

В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

По дороге зимней, скучной    00101010

Тройка борзая бежит,             1010001

Колокольчик однозвучный     00100010

Утомительно гремит.              0010001

Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7. Все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен; из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения.

Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы безусловно расслышать Р. стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин Р. употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.

В тоническом стихосложении (например, у В. Маяковского) Р. основан не на счете слогов и не на размещении ударений, а на относительной соотнесенности стихов по количеству ударений (также не абсолютной).

Все системы стихосложения едины в одном, главном: Р. образуется с помощью членения на соотносимые отрезки — стихи (строки).

Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, «лесенкой». Поэтому стихотворный Р. существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк. В. Н.

 

РИТМИКА

  1. Раздел стиховедения, изучающий ритмическое строение стиха (см. Ритм).
  2. Само ритмическое строение стихов одного поэта, или одного периода, или даже вообще поэзии на данном языке. В. Н.

 

РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА — мало изученная форма прозаических произведений, сравнительно редко встречающаяся.

Сам по себе ритм (см.) вообще присущ речи в его первичных формах, в том числе и прозе вообще. Вторичная, более высокая его форма характеризует стихотворную речь с ее строгой симметричностью и повторяемостью.

В Р. п. наблюдаем переходную форму, еще далекую от симметричности стиха, но в то же время позволяющую ощутить повышенную ритмичность прозаического текста. Например: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана, в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (М. Б у л г а к о в).

Иногда встречались попытки перенести в Р. п. стихотворные размеры (Н. Лесков, А. Белый), но это придавало ей очень искусственный характер, тогда как более свободные ее формы (типа приведенной) вполне художественно значимы. Изучение ритма художественной прозы, и в частности Р. п., сейчас еще только начинается, и дать более конкретные ее определения не представляется возможным. Л. Т.

 

РИТОРИКА — собственно — наука об ораторском искусстве. Зародилась Р. у греков в Пифагорейской школе. Особенное развитие получила Р. у софистов. Среди них выделялась риторская школа Георгия Леонтинского, давшая ряд знаменитых риторов. Истине здесь предпочиталось красноречие (красивое говорение), умение высказывать противоречивые суждения об одном и том же предмете, использование разнообразных средств для убеждения и склонения в свою сторону, напр., приема насмешки, уничтожающей серьезные возражения, и выдержанного достоинства, спокойно встречающего насмешку. В школе Георгия создалось учение о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизмах, и затем о периоде (Исократ). Характер этой школы — практический; научной стала Р. у Аристотеля, посвятившего ей отдельную большую работу. Самое понятие Р. Аристотель сильно расширил. Он определяет ее, как, вообще, способность находить способы убеждения относительно каждого предмета, к какой бы сфере он ни принадлежал, — к судебной и государственной, или чисто житейской. Труд Аристотеля оказал огромное влияние на позднейшие риторики, и многие его положения были приняты, как догматические истины. У греков после Аристотеля выделились два направления: Р.: аттическое, ставящее задачей точность выражения и сравнительную простоту, и азиатское, выдвигающее пышность и изысканность. У римлян представителем первого направления считают Юлия Цезаря, второго — Цицерона. Впрочем, последний скорее примирил эти направления, так как у него совмещаются оба начала. Цицерону принадлежит ряд знаменитых трактатов о Р. Полное же развитие получила Р. в трудах Квинтилиана. Во время борьбы христианства с язычеством возникла христианская Р. или Гомилетика, достигшая блеска в 4 и 5 веках. Однако, в теоретическом отношении дано мало нового по сравнению с Р. древних. Р. эпох средних веков и Возрождения всецело придерживается Аристотеля, Цицерона, Квиитилиана. В Италии, благодаря встрече латинского научного и итальянского народного языков оформилась теория о трех стилях (высоком, среднем, низком). Во Франции знаменитый трактат по Р. принадлежит Фенелону. Всякая речь, по его учению, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний стиль), или увлекать (высокий стиль). В России Р. первоначально могла иметь применение только в области церковного красноречия. Риторические наставления имеются уже в Изборнике Святослава. (Георгий Херобоск. «О образах», — т.-е. о тропах). К 16 веку относится «Речь тонкословия греческого», затем «Наука о сложении проповедей» Иоаникия Гелятовского. С 17-го века начинается преподавание Р. в юго-западных духовных школах — по латинским учебникам. Лучшие же образцы древне-русских речей воспитаны на Р., перешедшей из Византии и отличающейся азиатским направлением, напр., знаменитые речи Иллариона и Кирилла Туровского.

Первым русским серьезным трудом является «Риторика» Ломоносова. Ему же принадлежит «Рассуждение о пользе книг церковных», в котором выработанная на Западе теория трех стилей применена к русскому языку. Впоследствии руководства мало самостоятельные по светской Р. дал Кошанский.

Что касается значения Р. для литературы, то оно основано на том, что, содержа материал по стилистике и грамматике, Р. становилась, тем самым, теорией прозы, за каковую и признавалась долгое время. А затем многое из Р. перешло и в теорию поэзии. Напр., понимание эпитетов, как украшения речи (epitheton ornans), метафор и мн. др. просто переносилось из Р. в поэтику. У нас только труды Потебни и Александра Веселовского освободили поэтику от пережитков Р. и определили исследование поэзии, как чего-то совершенно иного по существу, чем ораторское искусство, — как область, где найденные Р. особенности речи имеют совсем иное назначение и соответствуют совсем иным по природе переживаниям, чем внешне сходные с ними, но не тожественные — приемы ораторской речи.

Иосиф Эйгес.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

 

РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность) — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. Например «поп — лоб», «морозы — розы», «Евгений — гений».

Р. отмечает звуковым повтором клаузулы (стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В организации стиха Р. играет большую роль, ибо она связана не только с ритмом, но и звуковой организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах Р. бывают: мужские — с ударением на последнем слоге строки («окно — давно»); женские — с ударением на втором от конца строки слоге («даром — пожаром»);  дактилические — с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается — разливается») ; гипердактилические —: с ударением на четвертом и последующих от конца слогах («свешивающиеся — смешивающиеся»).

По расположению в строках Р. делятся на: п а р н ы е, или с м е ж н ы е, связывающие соседние строки (по схеме аа, бб); перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки (по схеме абаб);  охватные, опоясанные, в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).

В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают Р.  т о ч н у ю, в которой повторяющиеся звуки одинаковы («гор — спор», «он — сон»); неточную с несовпадающими звуками: «рассказ — тоска», «распят — паспорт» и т. п.

Разновидностями неточной Р. являются  ассонанс («красивая — неугасимая»), неравносложная рифма («тронуту — фронту»),  усеченные рифмы («казарм — глаза»).

При несовпадении ударных гласных, но при одинаковых согласных образуется диссонанс, или консонанс («мячики — пулеметчики»).

Различают Р.  п р о с т ы е («чести — мести», «прекрасный — ясный»); с о с т а в н ы е, включающие в созвучие два-три слова. Составная рифма широко представлена в стихах В. Маяковского: «ста расти — старости», «большевиков — больше веков». Б. Г.

 

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА — художественная проза, опирающаяся на рифмы.

Таковы речь Кола Брюньона у Ромена Роллана («старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом»), пьесы старинного русского кукольного театра («Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина).

Одни исследователи видят в Р. п. особый вид художественной прозы, другие относят ее к стиху, третьи признают смешанным промежуточным видом. В Р. п. есть разновидности, приближающиеся к прозе или стиху. Напечатана ли Р. п. стихотворным «столбиком» или сплошным текстом, как проза,— сути не меняет. В. Н.

 

РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

В соответствии с тремя формами изображения человеческой личности литература делится на три рода: эпический, драматический, лирический. Понятие «род» наиболее обобщающее и исторически устойчивое: деление на три литературных рода можно проследить с самых древних эпох.

Род (например, эпос) всегда проявляется через вид — понятие менее широкое. В пределах каждого рода выделяется множество разных видов: эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот — в эпосе.

Стихотворение, песня, романс, послание, элегия — в лирике. Трагедия, комедия, драма — в драматическом роде.  Принципы деления на виды в эпосе определяются характером изображения жизненного процесса, уровнем его сложности: «Поднятая целина» — это роман, «Капитанская дочка» — повесть, а «Старуха Изергиль» — рассказ.

При определении вида в лирике важно, как выражено чувство (торжество — гимн, печаль — элегия), в драме — характер отношения к изображаемому (возвышенность действий — трагедия, осмеяние — комедия). Но и виды еще не окончательные конкретные формы литературных произведений (см. Жанр).

Теория рода и вида помогает выявлять общее, закономерное в художественном творчестве, несмотря на все индивидуальные различия между художниками. С. К.

 

РОКОКО (от франц. rocaille — похожий на раковину) — художественный стиль, получивший распространение в европейском искусстве XVIII века, особенно во внутреннем убранстве (интерьере), в прикладном искусстве, а также в живописи и отчасти поэзии. Во Франции с Р. были связаны художники Ф. Буше и Фрагонар.

Для Р. характерны изящество, изысканность, причудливость линий. В живописи и поэзии преобладают анакреонтические (см.) мотивы, бездумная радость жизни. Место любви занимает галантность, изящная игра в чувство. Один из популярных жанров Р.— мадригал (см.).

В русской поэзии черты Р. можно заметить у М. Ломоносова, Г. Державина, К. Батюшкова. Звучат они и в лирике юного А. Пушкина, в таких стихотворениях, как «Красавице, которая нюхала табак» (1814), «Фавн и пастушка» (1815). Примером Р. (по теме и изяществу) может служить пушкинская «Надпись к беседке» (1816):

Здесь ею счастлив был я раз —

В восторге сладостном погас,

И время самое для нас

Остановилось на минуту. С. Т.

 

РОМАН (от франц. roman) — жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений.

Это, в частности, определяет значительность объема Р. Специфической особенностью Р. в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер — в обусловленности средой. Таким образом, Р.— это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Повествовательный жанр, близкий к Р., известен еще в античной литературе, например «Метаморфозы», позднее название — «Золотой осел» римского писателя II века Апулея. В эпоху средних веков получили распространение рыцарские романы, в которых изображались подвиги благородных рыцарей, совершенные в честь прекрасной дамы.

В средние века возникло и само слово «роман» от франц. «conte roman», что означало-«рассказ на романском языке», т. е. на одном из живых языков романского происхождения, в отличие от латинского, на котором в то время писались обычно книги. Как пародия на традиционный рыцарский Р. и вместе с тем как утверждение новых норм искусства был создан в начале XVII века Р. Сервантеса «Дон Кихот».

Р.— один из наиболее распространенных жанров литературы нового времени. Мировую славу завоевал английский просветительский Р. XVIII века, начало которому положил «Робинзон Крузо» Д. Дефо (1719). С эпохой романтизма связано возникновение исторического Р. (см. Историзм в литературе). Классическую форму приобрел реалистический роман XIX века, «эпопея нашего времени есть роман» (В. Г. Б е л и н с к и й).

Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения — особенности реалистического Р. Проблема личности и общества —центральная проблема социально-психологического Р. воплощена в Р. А. Пушкина, М. Лермонтова, Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.

Так, в Р. Л. Толстого «Анна Каренина» предстает жизнь русского общества в 70-е годы XIX века со всей сложностью его социальных, политических проблем, нравственных исканий личности. В Р. переплетено несколько сюжетных линий: Анна — Каренин — Вронский, Левин — Кити, Облонский — Долли и др.

В развитии Р. в литературе социалистического реализма отразились пути становления нового художественного метода. Первым Р. социалистического реализма явилось произведение М. Горького «Мать». Почти одновременно вышел Р. «Пелле-завоеватель» датского писателя М.-А. Нексе.

Р. занял ведущее место в советской литературе, история которой представлена многими выдающимися произведениями этого жанра. Несколько Р., в которых мы встречаемся с одними и те-ми же героями (но каждый из Р. имеет свой законченный сюжет), объединяются в циклы.

Таковы «Человеческая комедия» Бальзака, серия «Ругон-Маккары» Золя, трилогия «Хождение по мукам» А. Толстого («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»).

Р., с особенной полнотой охватывающие исторический процесс во многослойном сюжете, исключающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни, иногда относят к числу романов-эпопей («Война и мир» Л. Толстого, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси).

В советской литературе Р.- эпопея создан М. Горьким («Жизнь Клима Самгина»), Шолоховым («Тихий Дон»), М. Ауэзовым («Путь Абая») и др.

В последнее время выдвинулось понятие, предложенное М. Бахтиным, полифонический роман. Этот термин является спорным. Н. Ф.

 

РОМАН В СТИХАХ— наиболее развернутая и объемная форма лиро-эпического жанра (см.), появившаяся в период перехода от романтизма к реализму.

Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя (см.). Пример Р. в с.— «Дон Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» А. Пушкина.

В советской поэзии можно назвать «Спекторского» Б. Пастернака, «Пушторг» и «Арктику» И. Сельвинского, «Добровольцев» Е. Долматовского, «Возмездие» А. Блока (остался незаконченным). Л. Т.

 

РОМАНС — небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.

Название возникло в странах романских языков. Испанский Р. позднего средневековья связан с борьбой за освобождение от завоевателей, французский Р. был любовной песней и с этим содержанием появился в России на рубеже XVII—XVIII веков.

Мастера русской поэзии и музыки XIX века внесли в Р. общественные идеи, еще отчетливей зазвучавшие в советском Р. (стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, М. Исаковского). В. Н.

 

РОМАНТИЗМ

  1. Художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США.

К более поздним эпохам термин Р, применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития. Вместе с тем Р. обладает некоторыми устойчивыми общими чертами.

В этой обобщающей характеристике Р. можно выделить: а) историческую почву, на которой возникает Р., б) особенности метода, в) характер героя.

а) Общей исторической почвой, на которой возникает европейский Р., явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.

Главными событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков.

Но при всей самобытности и оригинальности русского Р. развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми французской революцией.

При общей тенденции отрицания окружающего мира Р. не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени были резко несхожими — от революционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакционных.

Это часто дает основание делить Р. на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Правильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода Р.

А социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А. Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.

б) Особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного). С другой стороны в литературе Р. определяют и своеобразие ее художественного метода.

Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

Это активное личностное начало в Р. накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

Так, например, история Тамары в поэме «Демон» подчинена главной задаче — воссоздать «дух беспокойный» — дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

в) Литература Р. выдвинула своего г е р о я, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности.

Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой ре-акцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие.

Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («…я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня — слишком подлы»,— говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Странный человек»).

Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике. «На севере диком стоит одиноко…» Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» М. Лермонтова.

Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.

Герои Р. беспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден с душою кипучею, как лава»,— восклицает Арбенин в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя»,— писал о байроновском герое В. Белинский.

Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами — представителями первого этапа русского Р. (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Кюхельбекер).

Героическое начало по-разному проявляется в литературе и искусстве Р. и может выражать пафос народной борьбы (см. Метод художественный и иллюстрацию на с. 80).

Р. составил целую эпоху в истории мировой литературы. Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров. В ряде стран именно эпоха Р. выдвинула великих национальных поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицкевич, в Англии — Байрон, в Германии—Гейне).

Одновременно углубление романтиков в человеческое «я» во многом подготовило психологический реализм XIX века. Крупным открытием Р. явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого.

Родился исторический роман (Скотт, Гюго, Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический (см. Местный колорит). Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры.

Эпоха Р. отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

Р. не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93-й год», созданы спустя много лет после завершения творчёского пути реалистов Стендаля и Бальзака. В России романтические поэмы Лермонтова, лирика Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе значительными успехами реализма.

Но судьба Р. и на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения.

Так, молодой Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества. Образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике».

Романтическая традиция по-разному трансформируется в творчестве А. Блока, в творчестве ряда советских писателей, например Александра Грина.

Однако в XX веке Р. уже не составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах Р. в творчестве отдельных писателей. А во многих случаях — в применении к современной литературе — правильнее говорить не о Р., а о романтике (см.).

 

  1. В более широком смысле о Р. часто говорят как об особом типе творчества (наряду с реализмом), характеризующемся особенным значением, которое в нем имеет субъективная позиция писателя, тяготеющего не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, в самых различных формах проявляющемся в историческом развитии литературы. С. Т. и Д. Ч.

 

РОМАНТИКА — особенность литературного творчества, которая заключается в стремлении к изображению ярких, героических или возвышенных сторон жизни и соответствующем пафосе произведения.

Например, Р. подвига, Р. труда, Р. любви и дружбы. Р. может быть присуща произведению независимо от того, каким художественным методом оно создано, и, следовательно, не связана только с романтизмом как направлением.

Хотя само по себе понятие о необычном, возвышающемся над повседневностью сложилось под влиянием романтизма (см.), следует различать романтические произведения (выражающие романтический идеал, созданные романтическими средствами) и произведения, окрашенные Р. В этом случае говорят о романтическом герое и герое, которому свойственны поиски Р. в жизни (трудностей, борьбы, прекрасного). Персонажи произведений Тургенева Рудин и Лаврецкий могут быть названы романтиками, но изображаются они реалистически, в отличие, например, от Мцыри Лермонтова.

В реалистических произведениях Р. может также передавать общественное настроение, которым проникнут герой, не удовлетворенный действительностью. Пример — герой Пушкина Ленский, который характеризуется как человек романтического склада и мировоззрения.

Р. составляет характерную особенность литературы социалистического реализма (см.), так как в его основе лежит идея непрерывного движения вперед, изображение героического начала в человеке, его мечты о прекрасном мире будущего. Романтичны образы Левинсона в романе Фадеева «Разгром», мальчика в повести Айтматова «Белый пароход».

Р. окрашена поэзия, передающая богатство человеческих переживаний, связанных с эпохой революции, гражданской и Великой Отечественной войн (например, «Смерть пионерки» Э. Багрицкого). Д. Ч.

 

РОНДО (от франц. rond — круглый) — наименование нескольких строфических форм, сложившихся во французской поэзии XIV века и широко распространившихся позже.

Самая известная из них — стихотворение из тринадцати стихов на две рифмы, с обязательными повторами: начальные слова первого стиха затем дважды повторяются как укороченный стих после восьмого и тринадцатого, не рифмуясь и не входя в счет строк.

Название Р. прилагали и к другим формам строф с обязательным повторением, в том числе кольцевым, см. «Опыты» В. Брюсова (1918). В. Н.

 

РУБАИ — одна из самых распространенных стихотворных форм лирической поэзии народов Востока.

Четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Иногда после рифмы следует редиф.

Признанными мастерами Р. были Захиреддин Бабур в тюркоязычной поэзии и Омар Хайям — в иранской. Вот образец рубаи Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

(Пер. О. Румера.)                 М. X.

В случае обнаружения ошибки, выделите её и нажмите Shift + Enter или НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ чтобы сообщить нам. Мы немедленно отреагируем!