«С талантом человеку не пропасть»

Публикация в группе: Театральные портреты (ТЕАТР)

zinovy_gerdt_08262016

Из к/ф «Трое в лодке, не считая собаки»

8[21] сентября 1916 года в маленьком городке под Витебском родился никому тогда неизвестный Залман Афроимович Храпинович, или как друзья стали фамильярно звать его – Зяма. Всё же наше культурное космическое пространство Земного шара знает его под именем ГЕРДТ. Да. Вот и Гердт дождался СТОлетнего юбилея.

Пожалуй, действительно нет ни единого ребёнка в далёкой Сибирской тундре и ни единого взрослого в самом высоком горном ауле, который бы не знал эту запоминающуюся фамилию, давно уже ставшую именем. Имя, похожее на аббревиатуру, скажете вы. Подумайте, как бы вы расшифровали её. Я же даю свой вариант и продолжаю – Главный Еврей Редкого Драматического Таланта.

Я уже не один десяток раз говорил, что никогда не пишу биографий. Скорее всего, всё, о чём моя рука водит по бумаге или пальцы неистово стучат по клавишам, это — собственные впечатления об артисте, эскизы моих ощущений, слегка размазанные по холсту памяти воспоминания и размышления, попытки построить некий мостик к душе человека, давно и навсегда завладевшего моим сердцем и проникнуть, ощутить, понять.  

Я пишу именно портреты людей и именно такими, какими вижу их лично я. Иногда портреты получаются размытыми, акварельными, иногда это просто карандашные наброски, а чаще всего художественные миниатюры. Я не замахиваюсь на грандиозные полотна, так как пишу душою, а душа не терпит масштаба, она чувствует себя лучше в тишине, в уюте, в маленьком, но зато родном пространстве. Вот тогда только она искренна и дарит тепло.

Вы как судьи, нарисуйте наши судьбы

Нашу зиму, наше лето и весну,

Ничего, что мы чужие, вы рисуйте,

Я потом, что непонятно, объясню.

Когда-нибудь они мне всё объяснят про себя, про время, про всё-всё-всё…..  

 

Человек-голос

Сказать о том, что у Зиновия Гердта был бархатный, густой тембр, чуть придавленный на обертонах и хрипловато расширенный к басу – это в сущности ничего не сказать о нём.

Голос Гердта не родился, он прилетел с другой планеты и возвестил о себе миру, словно Мефистофель, заключивший сделку с небесами о том, что заполучит души смертных и станет владеть их чувствами. И без тузов в рукаве, без крапа и плутовства он выиграл пари — с одной картой, с одним единственным козырем, который называется Талант.  

Его голос клокочет, гортанно вибрирует и проникает в вас непостижимым гипнотическим образом. Голос Гердта. Он может быть истеричен, когда возмущается нечестным разделением 10 000 рублей между членами компании «Рогов и копыт»: «Кто такой Козлевич, чтобы с ним делиться? Мы не знаем никакого Козлевича!»

Голос Гердта. Он может быть напыщен, импозантен и строго официозен: «Композитор Бетховен Людвиг Ваныч. Музыка покойного Бетховена в исполнении ныне здравствующего соавтора. У виолончели автор, у рояля Терпеливых, у меня дома жена, Шучу».

А может просто пригласить вас на чай, к себе домой и почитать стихи или же послушает вас. Гердт был коллекционером личностей. Его ближайший друг Александр Ширвиндт вспоминал: «Бывало, звонит домой и кричит в трубку: Таня! Таня! Накрывай на стол. Я такого человека приведу к нам. Море восторгов – в глазах розовая наивность, из груди душа вырывается. Но проходят минут пять-десять и полное разочарование в собеседнике».

Гердт принимал всех, очень быстро прикипал к человеку, но также болезненно переживал расставания, даже если тот оказался полным ничтожеством. Вот так кто-то задерживался в его доме на пять минут, кто-то на полгода, а кто-то и на всю жизнь.

Голос, вызывающий истошные рыдания от смеха, был не в состоянии кипеть в одном сосуде, а именно томиться за ширмой в театре кукол Сергея Образцова, и пришёл час, когда детонирующая сила таланта, раздвинув тектонические слои искусства, вытолкнула наружу бурлящую лаву и окрасила мир неподражаемой интонацией, — сначала в кино, за кадром, потом и в кадре и, конечно же, в театре.

«С талантом человеку не пропасть.

Соедините только в каждой роли

Воображенье, чувство, ум и страсть,

И юмора достаточную долю».

 

Человек-нога

Злопыхатели замолчали сразу же, когда одна нога Гердта, а через время и другая встали на подмостки театра и на съёмочную площадку в кино. Я был слишком мал и не знал печальной истории с хромотой артиста. Больше того, я её и не замечал. Настолько тонко Гердт обыгрывал этот свой физический недостаток. Как хромал. Боже! Как же гениально он хромал, — как органично и естественно. Он хромал гораздо изящнее, чем иные ходят ровно на двух ногах. Едкий на ум и желчный на язык, Валентин Гафт заметил в одной из своих эпиграмм:

«О необыкновенный Гердт! 

Он сохранил с поры военной

Одну из самых лучших черт:

Колено-он-не-преклоненный».

Укороченная после тяжелейшего ранения в боях под Белгородом нога Зиновия Ефимовича – это как поцелуй Бога: только одних Он целует в лоб, а вот других… Кто знает, как бы сложилась судьба артиста, если бы однажды, в 1941 году получивший бронь от фронта, актёр Арбузовской театральной студи Залман Храпинович не отодвинул данную ему привилегию в сторону и не явился бы сам в военкомат. А там война, а там его – еле живого, под огнём вытащила сестричка-медсестра с поля боя, а там 11 операций и вечная слава хирургам – спасли ногу!

Мучимый многолетним желанием во что бы то ни стало играть в театре, Гердт осознавал, что хромые артисты никому не нужны и путь в кино или на сцену закрыт. Его взял Сергей Образцов в театр кукол. Причем взял необычным образом. Как рассказывал сам актёр, Сергей Владимирович задал молодому фронтовику вопрос, вроде бы нормальный для приёма в труппу, но только не в труппу театра кукол:

— Вы знаете какое-нибудь стихотворение? Расскажите, пожалуйста.

Однако ничуть не смущённый таким подходом главного режиссёра Гердт с удовольствием начал читать. Собралась комиссия. Когда актёр кончил, воздух в зале окрасился каким-то необычным интересом к молодому дарованию. И вот вероятно напоенные таким одухотворением члены комиссии стали предлагать почитать ещё и ещё и ещё. И так продолжалось 45 минут, пока Гердт, знавший наизусть, наверное, всю русскую поэзию, не взмок и не взмолился:

— Всё, простите, но я устал.

И тогда Образцов встал и, пожимая руку Гердту, торжественно произнёс:

— Спасибо, вы приняты в стаю.  

Первый же спектакль «Маугли» и Гердт в роли Акеллы. Представляю себе, как он звучал. Каким сильным, гордым и мудрым восседал его вожак волк на Скале Советов и как покорял и вызывал сопереживание у детей и взрослых. Увы, спектакль не сохранился, как многое из талантливого, что было смыто безжалостною рукой приверженцев режима, — того самого режима, который сам выбирал, на свой вкус – что народ, — его народ будет смотреть, а что нет. Но народ сам разобрался со временем и теперь спектакль театра кукол Образцова под названием «Необыкновенный концерт» мы имеем возможность смотреть в интернете, на дисках, по телевидению – хоть какие-то крупицы таланта Зиновия Ефимовича Гердта.

 

Человек-бессмертие

О кино- и театральных ролях Гердта можно говорить часами (и может когда-нибудь, я посвящу этому отдельную статью). Но в завершении моего краткого портрета, хочется вспомнить первую и судьбоносную роль Гердта в кино – его Паниковского. Ведь насколько судьба бывает прозорлива в том смысле, что  даёт человеку удивительные шансы, но даёт их как бы невзначай, тихо-тихо, робея перед начертанным с рожденья Роком. Как бы мимоходом и случайно.

— На вот, попробуй если хочешь.

Нет-нет. Я не настаиваю – решать тебе.

Я лишь Судьба, и счастлива с тобою быть наедине.  

Однако ж я открыть готова дверь,

Ты не заглядывал туда еще.

А там, там могут ждать тебя овации.

— Но если там пустыня? Иль Бог избавь, Аида пропасть, а? Тогда что? Уж не готовишь ли ты заговор?

— Глупец! Опомнись, я без тебя не мыслю жить на свете. По всем законам человеческого бытия умру и я с тобой. И что останется? Лишь даты две и чёрточка меж ними. А я…я не хочу короткого дефиса. Я жажду быть длинней, ты слышишь, Гердт?

— Гердт? Ты так плутовка произносишь это имя, что захотелось встать, его услышав. Чем зарядила ты его, ответь?

— Так встань же, мой избранник. Не ленись. Встань и иди, заряженный Судьбою. Век твой пришёл. И слышишь? Слышишь ты, актёр? Вот час… час пробил твой, а вот….а вот и та минута – одна, всего-то шесть десяточек секунд и ты…..Ну! Не промахнись с минутой. Торопись.

— Судьба, чертовка! Что ждёт меня за дверью, там, ну говори?

— Моя сестра родная – Слава. Только позвони, сейчас, пока не поздно, на Мосфильм.

И Гердт позвонил своему другу, Михаилу Швейцеру, который как раз тогда начинал съёмки «Золотого телёнка» с Юрским в главной роли. Все актеры уже сыгрались, ничего не предвещало перемен. Блестящий образ Паниковского создавал гениальный Ролан Быков, Шуру Балаганова репетировал Невинный, который потом уедет по срочным делам и его заменит Леонид Куравлёв (как важно иногда НЕ уезжать, но тоже судьба!). И вот Швейцер просит Гердта подъехать к нему на площадку по каким-то личным делам. А там за разговорами, режиссёр фильма предлагает Гердту по-приятельски, а может и просто в шутку сделать пару дублей. Тот сделал. И Быков и Швейцер в один голос сказали Гердту: Всё! Ты – Паниковский, даже лучше чем у авторов.

Соглашусь на всё 200 процентов. У Ильфа и Петрова Паниковский какой-то клоун, а у Гердта он трагик. Хотя по амплуа, по актерскому почерку и типажу Гердт с Быковым – одно племя. И со всем уважением относясь к Ролану Антоновичу, я убеждён, что и Зиновий Ефимович сыграл бы кота Базилио не хуже, а может…а может.  

Хотя и был он сравнительно молодым человеком, я долгое время не переставал поражаться тому, как же гениально Гердт сыграл такого тщедушного старичка, дышащего на ладан, но попутно отравляющего жизнь и себе и всем окружающим своими авантюрами. Фильм вышел в 1968 году, и потом было много-много ролей в судьбе, а я всё счастливо недоумевал: Да сколько же лет актеру, что он до сих пор жив! И тотчас себе отвечал: Гердт не имеет возраста. Он вечен.  

Вот так и теперь мне бывает страшно включать интернет и пролистать новости. Или смотрю на актёров тех древних лет и умоляю куда-то в пространство: Ну, дай им еще сил и здоровья. Ну, прошу тебя, Господи, — только не сегодня….только не этого. Но Там…Там свои планы. Не мне в них вмешиваться. А Гердт, — да пусть простят мне даже Там, — он ВЕЧЕН. Иначе, если умрёт он — что же тогда останется у нас? Что?

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

                                   (Б. Пастернак)

(Visited 52 times, 1 visits today)
16

Автор публикации

не в сети 3 недели

Гарри Эс

6 008
Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.
День рождения: 18 Апреля
flagУкраина. Город: Харьков
Комментарии: 1431Публикации: 363Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

18 комментариев к “«С талантом человеку не пропасть»”

  1. Хорошо, без напыщенности, чего и не любил сам Герт. Но с теплотой о человеке и большом актёре. Спокойно- мудром.Мне посчастливилось только раз встретится с ним в Тель- Авиве в 91 году,  и поговорить то всего минут пять, а вот же- запало в душу. Как он уважительно и с интересом разговаривал со мной никому неизвестным коллегой , да ещё и молодым новым репатриантом. Спросил откуда, где работал, как мне в стране. Затем для местных актёров сыграл с местными русскоязычными несколько сцен из ряда спектаклей. Зал, рукоплескал. Придирчивый, ведь коллеги всегда ревностны к славе других, но тут это растворилось в признании его таланта и простоты общения. И его рукопожатие я не забуду и скромное при знакомстве- Зяма. Вот и всё. Мимолётно. А запомнилось на всегда. Спасибо Игорь за память.

    14
    1. Классно! Вот она — духовность. Еще раз тебе говорю — подумай над тем, чтобы все свои встречи с такими людьми как-то оформить. Я не шучу. 16

      10
      1. Игорь я не умею писать в данном жанре, а ВСТРЕЧами меня судьба одарила, даже случайными с неслучайными людьми. Да и кто я , чтобы говорить про них в ключе что мол Он и я, мол. Мне просто повезло в этом, не более. Особенно много таких встреч дал Израиль. Это и Ким, и Алексин, и Игорь Губерман, и Казаков с Никулиным, Мушкатин Игорь и ряд других, но фрагментально, не близкие друзья и даже не приятели. Случайные соприкосновения. Тогда , это было так просто, органично и непринуждённо. Видимо время было такое- большой надежды.

        8
        1. У нас же есть категория в меню — ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ты можешь сделать для себя список таких людей, с которыми, пусть мимоходом, но встречался. Сам же говоришь, что это — память, так зачем же забывать об этом. Вот и посмотри, как выглядит любая дата в Памятных датах и таким же образом можешь добавлять любую свою. И сообщая миру о дате рождения или о дате памяти человека, ты вполне имеешь право, да и должен высказать свои ощущения, поделиться своими впечатлениями о встрече с ним. Это уже не будет выглядеть в контексте Он и Я. А ОН Моими глазами. Подумай. Я бы хотел, чтобы не только мы с Кариной занимались календарём, то есть Памятными датами, но чтобы и другие авторы подключались. Очень много литературных и театральных дат даже в сентябре, но хочется же не просто отметить их сухими словами, а выразить личный взгляд. 

          6
          1. Игорь, я лучше, как рыба прилипала подключаться буду иногда к вам, как некое дополнение к теме, моей измученной и утомлённоё солнцем головушке так понятней и легче воскрешать что либо в памяти , да и твои работы получат дополнительный объём, а лучше, чем ты в данном жанре я уже давно никого не читал, возможно я мало читаю, но думаю, что это не субъективно. Так что позволь катится на твоей широкой спине по волнам данного жанра, так получится продуктивнее….

            8
              1. Боже мой! Какие комментарии Юрия! Какая чистота и скромность душевная!
                 
                Какая душевная и  писательская гениальность у  автора. Гениальность в ПРОСТОТЕ и глубоком проникновении. «Скорее всего, всё, о чём моя рука водит по бумаге или пальцы неистово стучат по клавишам, это — собственные впечатления об артисте, эскизы моих ощущений, слегка размазанные по холсту памяти воспоминания и размышления, попытки построить некий мостик к душе человека, давно и навсегда завладевшего моим сердцем и проникнуть, ощутить, понять».  
                 
                Это же сойти просто с ума!
                 
                Ах, наш любимый Зяма!  » Не слишком ли я  для вас УМЕН?» Эдуард Апломбов.

                Брависсимо, маэстро! 

                4
    1. Вам спасибо за внимание. Заходите еще. И я и те, о ком я пишу, будут только рады. Я чаще всего пишу о тех, кого уже с нами нет. Но пока мы помним их, пишем о них, читаем о них, — до тех пор они всё-таки живы. 

      4
  2. У такого Актёра не могло быть проходных ролей. Даже эпизодические роли запоминались отчётливо и надолго (например, судья в "Пацанах" Д.Асановой: "Павел Васильевич… вы уверены?..") Бомзе в "Месте встречи изменить нельзя" с его, по мнению многих, наивной верой в Эру милосердия (так и называется роман братьев Вайнеров, по которому экранизировали этот культовый фильм) — возможно, есть по сути камео самого З.Гердта: мягкий, отзывчивый и по-настоящему интеллигентный человек, которых, увы, так не хватает в современной жизни… Это, видимо, некий врождённый, генетически предопределённый талант, сопряжённый с высокой духовностью и несгибаемым мужеством. 

     

    4
    1. Да, Виталий. Всё это, конечно, у него было. Страшно то, что я уже боюсь каждое утро открывать интернет, чтобы прочитать об очередной утрате. Опять выражусь старой избитой фразой кого-то из классиков:

      "Мрут, да всё не те. А те — не мрут". 

      0

Добавить комментарий

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *