03.12.1894 День памяти автора «Острова сокровищ»

10031947

Продолжая серию заметок о знаменитых декабристах, нельзя не включить в этот паноптикум имён и знаменитого шотландца, Роберта Льюиса Стивенсона. Сегодня, 3 декабря 1894 года от страшной смертельной болезни скончался великий романист, и если не с его именем, то во всяком случае с произведениями повелителя наших удивительных фантазий мы часто встречались в детстве и юности. Именно во времена более зеленой травы и более белого снега мы втихаря от родителей, запасшись трёхдневным провиантом из жвачек и конфет, обязательно шоколадных, отправлялись на поиски кладов Флинта или самым таинственным образом организовывали на чердаках заброшенных деревенских домов ритуальные клубы самоубийц. Но к счастью, такие приключения оканчивались не столь плачевно, как скажем шалости детишек шестидесятых после нашумевшего «Тарзана».

С детства Роберт Стивенсон страдал туберкулёзом, но при этом был награждён неуёмной фантазией. Он часто отправлялся в выдуманные им страны, находя лишь там покой и умиротворение. Там он чувствовал себя здоровым и самым счастливым мальчиком в мире. Там он сражался, открывал новые земли, спасал принцесс, искал сокровища и мечтал когда-нибудь стать писателем, книгами которого будет зачитываться мир.

Однако в девятнадцатом веке в Европе существовала тенденция в двух направлениях. Одни считали, что писательство никак нельзя было назвать серьёзной профессией, способной дать мало-мальски пристойное существование и безбедное пропитание семье, а другие же полагали, что писатель представляет собой нечто недосягаемое, сравнимое разве что с непогрешимым херувимом, неким совершенством мысли и слова, и если уж ты неспособен стать властителем дум и покорителем чувств, достичь величия Эсхила или Шекспира, то уж лучше и не начинать, выглядя нелепой пародией и объектом насмешек окружающих. Скорее всего, отец Ственсона, сэр Томас принадлежал как к первым, так и ко вторым, и мечтал, чтобы его сын окончил Эдинбургский университет и получил степень бакалавра права. Роберт поступил так, как хотел отец, но вскоре забросил диплом адвоката и всецело окунулся в литературу, коей давно уже отдавал предпочтение и был сердечно предан.

И вот тут начинается самое примечательное в судьбе будущего писателя. Вероятно в результате постоянных болезненных ощущений, неистового ночного кашля и душевных терзаний, Роберта стали посещать видения. Но не просто посещать, а и подобно Чеховскому призраку из «Чёрного монаха», галлюцинация Стивенсона, ставшая его «другом», уверенно предсказывала ему великолепную карьеру гения. Точно так же, как монах Коврину, призрачный «друг» внушал больному юноше, что все, кто мешает достичь ему славы – его враги. С одной стороны такие слова могли быть очень сильным толчком к началу славных дел, а с другой стороны мы помним, какой трагедией обернулась история Чеховского Коврина. Впрочем, я не раз прослеживал в судьбе Стивенсона и Чехова некие удивительные и грустные параллели. Скажем, и тот и другой умерли в 44 года и оба от туберкулёза. Чехов, будучи студентом медицинского университета, в 19 лет начал печатать первые рассказы в «Стрекозе» и Стивенсон в этом же возрасте написал первые рассказы «Ночлег Франсуа Вийона» и «Путешествие внутрь страны».

Некоторые подобные совпадения не без основания навлекают меня на мысль, что «Чёрный монах» имеет для Антона Павловича следы автобиографических событий. Уставший от городской суеты, в состоянии крайнего переутомления, философ учёный Коврин решает по совету врача поменять климат и отправляется отдохнуть в деревню. Там, услышав старинную легенду о странном монахе, он, верятно обладая еще и прекрасной фантазией и впечатлительностью, знакомится с этим монахом в своих галлюцинациях. Тот является к нему постоянно и буквально преследует Коврина, убеждая того в великой миссии, которую еще предстоит совершить философу, состоящей в спасении человечества от тьмы и разврата. Вот и «друг» Стивенсона ведёт с Робертом подобные беседы, довольно агрессивного свойства к непонимающему окружению своего подопечного. Стивенсон, как и Коврин, меняется на глазах. Он становится более замкнутым, более вспыльчивым, почти неделями не общается с родными. А «друг», как демон, сверкая бесовскими угольками глаз, пророчит Стивенсону судьбу признанного гения.

В 1878 году выходит его книга о принце Флоризеле, объединившая рассказы «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Но в отличие от экранизации Евгения Татарского с блистательными Далем и Банионисом, книгу французы, а именно у них она вышла впервые, не оценили. И ту бы Стивенсону взять да и бросить писанину, не приносящую ни материального дохода ни душевного равновесия. Да еще и постоянно возмущенный отец не перестаёт уколоть сыночка язвительными замечаниями, мол, ты дармоед и бездарь. Поневоле, когда в пылу дурных эмоций, под тяжестью несбывшихся себя в лице своих детей, заявляют подобное, дети болезненно воспринимают такое от родных. И в их зеркалах отражения придуманного мира появляются маленькие трещинки. Потом, когда дети подрастут, такие трещинки не зарубцуются, но в них забьётся грязь и они непременно себя проявят и не лучшим образом. Так вот и Стивенсон тоже задумался, неужто он и впрямь бездарь. «Мне 28 лет и что дальше?» Как знакома нам эта фраза, не так ли. Не так страшно произнести её в 28 лет, как страшнее в 50.

Но в столь критический момент к Роберту явился «друг» незваный. И что же он предложил? Да практически то же самое, что и монах Коврину, убеждая развестись с недалёкой женой. «Друг» предложил положить конец раздорам с отцом убийством последнего. «Как! Он же мой отец! – Я не предлагаю тебе убить его, но вот однажды он может вдруг на лестнице споткнутся и упасть. Тогда по завещанию получишь ты наследство. Вот и появятся деньжата на издание твоих гениальных книг».

В состоянии какого-то дурмана, навеваемого галлюцинациями беса, страдая от кашля с кровью, Стивенсон приступает к написанию книги, которая на самом деле покорит сердца не только всех детей, но и взрослых. Книга эта называется «Остров сокровищ». Карту острова писатель рисовал несколько месяцев, стараясь во всех подробностях описать каждое деревце, каждую тропинку, каждый холмик и поставить крестик зарытых сокровищ. И вот когда непревзойденный романист приключенческого жанра, Жюль Верн, катался на своей яхте по морям да по океанам, отдыхая от литературных трудов, когда вышел его «Пятнадцатилетний капитан» и, казалось бы, что может быть лучше, в Америке в свет вышел роман «Остров сокровищ».

В 1883 году книга о пиратах вышла в печать и взорвала мир критиков и литераторов. И возмущались и восхищались одновременно. Зачитывались все, а некоторые деловые люди на полном серьёзе предлагали Стивенсону деньги, корабль и всяческую помощь в расходах, лишь бы только отправится в путь на поиск пресловутых кладов пирата Флинта. Слава настигла Роберта Стивенсона и только страшный недуг омрачал радость от долгожданного признания его творчества. Призрачный «друг», понимавший, что Стивенсон не графоман, а действительно талантливый писатель, которому уже не нужны никакие убедительные речи в его гениальности и великой миссии, всё неистовствовал. Почти каждую ночь, чувствуя как его больной гений удаляется от него, он являлся и почти угрожал писателю, вызывая мученические страдания у Роберта. Бес доходил до невозможного в своих требованиях, то ласково умоляя, то шантажируя грязными инсинуациями. Но когда «друг» призвал писателя выгнать в три шеи его жену Фанни, утверждая, что нет никакой любви, что сегодня можно иметь одну женщину, а завтра другую, что таких Фанни будет миллион, — и Фанни и Джейн и Кларисс. «Зато, милый мой, ты станешь свободным!», Стивенсон заорал в ночную пустоту: «Ты чудовище»!

Заорав подобным образом и чтобы вылить из себя всё то зло, которое он считал «духовным другом» и не сойти с ума, Роберт Льюис Стивенсон пишет «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда». Многие биографы писателя утверждают также, что роман родился под впечатлением от «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Роман вышел в 1886 году и был признан критиками, как новаторский в литературе того времени. Написанный в авантюрно готическом жанре, сюжет стал провозвестником зарождающейся научной фантастики. Писатели часто будут обращаться в своих произведениях к почти беспроигрышному ходу – раздвоению личности героя, раскладывая на элементы и психическое состояние персонажа и его физические превращения. Но первым, кто выпустил на свободу из добропорядочного гражданина его злое потаённое начало и низменное естество, был именно Роберт Льюис Стивенсон. Опыт, возможно, не самый удачный в литературе, но, как и всякое новаторство, зародивший мириады идей в умах последователей относительно аспектов наличия в человеке двух, а то и более сущностей.

Увы, неоромантик Роберт Стивенсон умер 3 декабря 1894 года от инсульта на острове Уполу в Самоа. Так же как и Чехов, будучи не дома, а в Германии. Истощенный от туберкулёза последней стадии, Антон Павлович налил себе бокал теплого шампанского, выпил, ответил на предложение добавить льда: «К пустой голове льда не прикладывают», улыбнулся своей супруге, прилёг на диван, отвернулся и отправился в бессмертие.

Вот и Стивенсон был бодр и весел. С утра до вечера он писал «Уира Гермистона», дойдя почти до середины. Потом спустился в гостиную пытался развлечь жену, которая была в мрачном настроении. Собрались ужинать, Стивенсон принес бутылку бургундского. Внезапно он схватился за голову и крикнул: «Что со мной?» К началу девятого его уже не было в живых. Самоанцы, уважавшие Стивенсона, подняли его, покрытого британским флагом, на вершину горы Веа, где и похоронили. Могила сохранилась, над ней прямоугольное бетонное надгробие.

И напоследок я хотел бы предложить версию дальнейшей судьбы брошенного «друга» писателя. Приблизительно в это же время, в 1884 году, глаза Стивенсона закрылись навсегда, юной Агате Мэри Клариссе Миллер, будущей королеве детектива, Агате Кристи исполнилось 4 годика, и как раз в то время к ней стал приходить по ночам….. Да-да. Вот выписка из нашей статьи: «Каждую ночь во сне к Агате приходил какой-то мужчина с бледно-голубыми глазами. Он ничего не говорил, а лишь моргал и как-то злорадно усмехался. Даже во сне девушка дёргалась, желая побыстрее проснуться и отогнать кошмар, — настолько противен был ей образ незнакомца. Но сон сам прерывался, как только он медленно вытаскивал из внутреннего кармана плаща пистолет и наставлял на маленькую Агату. Кто знает, возможно, это было видение будущего преступника, который еще не родился под талантливым пером писательницы. Но если представить, что писатели никогда не придумывают своих персонажей, а они сами из какого-то информационного поля слетают на голову романиста и погружаются в бушующий поток их фантазии, тогда можно предположить, что этот голубоглазый субъект где-то, в каком-нибудь мире существует и ждёт, ждёт, пока юная Агата подрастёт и явит его на свет Божий».       

Поэтому если к вам еще никто не являлся по ночам странным образом, задумайтесь, а так ли уж нужен вам подобный визит. И учитывая разный по окрасу опыт гениев, будьте во всеоружии, на всякий случай.

Views All Time
Views All Time
374
Views Today
Views Today
1

В случае обнаружения ошибки, выделите её и нажмите Shift + Enter или НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ чтобы сообщить нам. Мы немедленно отреагируем!

(Visited 15 times, 1 visits today)
8

Похожие статьи:

Автор публикации

не в сети 3 часа

Рокер Гарри

6 136

Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.

46 лет
День рождения: 18-04-1971
Комментарии: 1440Публикации: 610Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец

2 комментария к “03.12.1894 День памяти автора «Острова сокровищ»”

  1. Супер! Классно всё написано! Очень интересные биографии!

    Много познавательного и полезного!)))

    I wish you luck and creative inspiration! I want to believe only in good things!) Respectfully! Emmi
    4
  2. Очень люблю Стивенсона, особенно его баллады!Наизусть читаю " Вересковый мёд" .

    Приятно было почитать о прекрасном авторе! Спасибо за познавательную и интересную статью!

    С уважением.

    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *