От Штепселя до Тарапуньки

Публикация в группе: Театральные портреты (ТЕАТР)

 3_5ba7b3a35be723450927ce68ddf6eb36

Смотреть здесь — ШТЕПСЕЛЬ И ТАРАПУНЬКА

Когда мы в детстве слышали из динамиков радиоприёмников голоса этой парочки или наблюдали их с чёрно-белых экранов телевизоров, мы никак не соотносили артистов с какими-то социальными явлениями, призванными своей острой и едкой сатирой поколебать уверенность советских граждан в идиллической форме окружающей жизни. Дети, вроде меня, не думали тогда о том, что чиновники занимаются бюрократией, приписками и очковтирательством, взяточники берут мзду и как это плохо, жены иногда бывают сварливыми, а обыватели жуткими мещанами.

 

 Для нас – детей, скорее всего, пара Ефима Березина и Юрия Тимошенко составляла обычный и непременный элемент детского восприятия доброго весёлого юмора и театральную сказочность масок, разыгрываемых артистами, что самое важное – не понимая многого из того, о чем шутили наши герои, мы доверяли нашим родителям, которые смеховой реакцией побуждали и нас смеяться сначала в форме подражания – как любой ребенок подражает голосу и манерам мамы, а потом в смехе родителей над сценками артистов мы всё больше и больше узнавали их персонажей на улицах, в транспорте, на рынке и т.д., тем самым имея возможность сравнивать литературу, доносящуюся до нас с экрана с реальной действительностью за окном. В таком сравнении становилось ясным, что перед нами не клоуны с целью развеять скуку сограждан и рассмешить любой ценой, а такие же люди, как мы, но, правда гораздо свободнее, которые карикатурными высмеиванием окружающих нас недостатков заставляли задуматься над тем, как мы живём и по меньшей мере не быть более равнодушными к бюрократизму, малодушию, жадности и т.д.

Дуэт, о котором пойдёт речь, по своей жанровой стилистике представлял сатирический альянс двух братских народов, хотя оба артиста с Украины. Звали их Ефим Березин (Штепсель) и Юрий Тимошенко (Тарапунька). Так мы их и узнали от родителей – «бегом, сейчас Штепсель с Тарапунькой будут выступать». Надо сказать благодарное слово нашим родителям не только за то, что они родили нас, — заслуга иногда спорная, а именно за полезные прививки хорошего культурного вкуса, который нам влили в детстве как защитную реакцию против пошлости в нынешней литературе и безвкусицы на современном теле- и киноэкране. В те же годы считалось обязательным читать «Новый мир», «Москву», детям выписывать «Пионер», «Костёр», «Юный натуралист», слушать по радио спектакли, сдавать 20 кг макулатуры на пункт приёма, чтобы получить книжку Джованьоли «Спартак» или четырёхтомник Джека Лондона со сказками Шахерезады, а также рыдать над судьбою Овода или Жюльена Сорреля, ну а по телевизору всей семьёй смотреть «Вокруг смеха» или «Кабачок 13 стульев».

Дуэт Тарапуньки и Штепселя не был исключением в среде культурных и нравственных ценностей особенно для еще только ищущего свои идеалы и собственный стиль взаимоотношений с окружающей действительностью ребенка.

Штепсель – спокойный, честный и правильный человек, всегда рассудительный и морально устойчив. Тарапанунька же – украинская широкая душа, взрывной по характеру, вечно попадающий во всякие авантюры и смешные переделки. Один говорил по-русски, другой на полтавском суржике (смеси русских и украинских слов, извините за грубую расшифровку понятия). И все их понимали. И заметьте, ни одного слова или даже намёка на какие-то противоречия во взглядах национального плана никогда не было. Страна была одна, жили все одной семьёй и проблемы решали одни на всех. Более того, слушая их, и украинец и русский ощущали настоящее тепло между собой, приближаясь друг к другу по-человечески, по родственному, шутили друг над другом, ссорились по мелочам, но не отделяли друг друга никакими национальными претензиями.

 

Обладая уникальными актерскими способностями и характерными контрастами, парочка из Киева приобретала широкую популярность. Союз Березина и Тимошенко просуществовал почти полвека, а любили их гораздо дольше. Любили. Почему я говорю так в прошедшем времени, — наверное, потому что новое время породило и новых кумиров; интеллектуальный и культурный уровень людей дошёл до своего апогея, вознеся на пьедестал высших ценностей дебилов с гаррикохарламовской шизофренией или тошнотворную безвкусицу «новых русских бабок». Исчезло само понятие эксцентрического эстрадного дуэта. Народу не нужны дуэты – ему не нужно общение. Трансформация взаимоотношений с окружающим миром перепрограммировала естественные потребности человека в культурном обмене информацией в замкнутое интернет-общение, которое я назвал бы бегством от одиночества или же путем выплескивания накопившихся, но вовремя не востребованных, а потому деградированных и окислившихся эмоций в майданы, на которых человек не просто глупеет на глазах и начинает мычать, а звереет до такого уровня, до которого потребуется довести его известным нам всем манипуляторам.

 

Что примечательно, — ни Тимошенко ни Березин не позволяли спекулировать такими понятиями, как насилие, секс, политика, — то, что резко поднимает рейтинг любой передачи или любому сатирику. Они говорили о вещах, казалось бы, вполне безобидных, но за этой вуалью ироничного смеха скрывалось столько разоблачаемых пороков, стоило лишь приподнять эту вуаль. Иногда, правда, они позволяли себе выпустить пар. Когда однажды, пару Тарапуньки и Штепселя пригласили на гастроли в Англию и Шотланлию, для культурного пространства СССР это событие явилось сенсацией. Ну, что же, пригласили, так пригласили. И вот на приёме у значимой комиссии на разборе дела двух артистов вдруг один из работников задал вопрос: «А как так вышло, позвольте спросить, что вы, товарищи, ещё не в партии?» И тут вскакивает с места Юрий Тимошенко, подбегает к столу и, сотрясая кулаком воздух, выпаливает: «Вот когда вы уберёте из своей партии таких подонков как (называет фамилии), вот тогда мы сразу же в неё вступим». Понятное дело, что никуда они не поехали. Писавший для них репризы и интермедии Александр Каневский (брат Леонида Каневского) вспоминал, что «…каждый раз, сочиняя новую программу, мы должны были ее визировать у секретаря по идеологии ЦК Коммунистической партии Украины. Чиновник указывал, где что надо убрать. Когда Тарапунька со Штепселем выступали во Дворце «Украина», их программа была «причесана». Но лишь только выезжали за пределы Киева, произносили со сцены все, что было изначально написано в интермедии».   

Откровенности ради надо признать, что тогда «причёсывали» всё. Причём доходила эта парикмахерская процедура до полного маразама, когда сами чиновники боялись даже собственного чиха: запретить сказку «Лягушка-путешественница» потому что Хрущёв начал летать по миру с распространением нерушимых идей социализма и кукурозомании; снять с проката фильм «Покровские ворота», потому что актриса, сыгравшая одну из главных ролей, вышла замуж за американца; признать спектакль по сказке Шварца «Снежная королева» идейно вредным, так как в нём не отражена руководящая роль коммунистической партии.

 

И всё таки несправедливым будет считать, что Березина и Тимошенко воспринимали как ярых антисоветчиков, резали по живому их программы и затыкали красноречивым златоустам рты резолюциями, постановлениями и приказами. Их по-настоящему любили люди. А народ не обманешь. Нет, можно обмануть чувства человека или помутить его разум, как это делают депутаты, но обмануть душу человека нельзя. Это моё глубокое убеждение. Известен случай, когда где-то на Дальнем Востоке местные жители, которым не повезло достать билет на концерт Штепселя и Тарапуньки, легли на рельсы, чтобы не дать артистам уехать из их города. В результате тем пришлось выступать прямо на вокзале. Ну а как известно, если какую-то народную инициативу нельзя отменить, ее надо возглавить, поэтому власть делала вид, что тоже любит этот дуэт.

 

Впрочем сам Никита Сергеевич тоже благоволил к дуэту, но каким образом! Однажды генеральный секретарь распекал какого-то директора колхоза-миллионера за допущенную халатность. А произошло то, что в том колхозе не успели собрать урожай кукурузы к намеченному приезду Хрущёва. Тогда к тракторам привязали шпалы и пустили технику по полям, уложив тем самым все початки, мол, всё убрали – вон лежит. Когда Никита Сергеевич узнал об этом, он заорал, как всегда и произнёс сакраментальную фразу: «Ой, если об этом узнают Штепсель и Тарапунька, они опозорят тебя на весь Советский Союз». Излишне будет сказать, что окружение тут же возвело дуэт Березина и Тимошенко в ранг любимых артистов Генерального. Известная практика – как с балетом для Сталина или с хоккеем для Брежнева, не говоря уже о кинематографе ибо благодаря, кстати говоря, безупречному вкусу наших генеральных секретарей, мы имеем теперь счастье видеть многие фильмы не сгнившими на полках или вовсе смытыми, а любимыми миллионами зрителей и вошедшими в Золотой фонд отечественного кинематографа.     

Рассказывая о дуэте Тарапуньки и Штепселя, мне не хотелось бы, чтобы у читателя возникло ощущение об артистах, как о строгих моралистах, лишь изобличающих, но при этом безгрешных перед Богом и людьми. Они были такими же живыми, подверженными стрессам и унижениям людьми, как и мы все – со слабостями и недостатками своих же персонажей. Например, Юрий Тимошенко курил по полторы-две пачки крепчайшего на то время «Кэмел» в день, что его, в конце концов, и сгубило. Дуэты часто распадаются безболезненно по ряду причин – переросли эстраду, захотели заниматься собственным сольным творчеством, ушли в кино, в литературу и т.д. Но этот дуэт распался из-за смерти Юрия Тимошенко. Как-то в газете не афишировалось о его кончине (это у нас уже традиция), однако по другой неумолимой и слава Богу существующей традиции, люди узнавали о таких событиях мгновенно и в Киеве к Дому актера, где прощались с Тарапунькой, подъехать было невозможно: вся улица Большая Подвальная была запружена киевлянами, которые пришли попрощаться со своим любимцем… Одним из последних подошел к другу Ефим Березин. Он стоял молча, раздавленный горем, мгновенно постаревший. Наконец с трудом выдавил из себя: «Так много хотел сказать тебе… Так много…» Снова умолк и произнес: «Прости, Юра, я впервые забыл свой текст».

Ефим Березин уехал в Израиль, какое-то время выступал там с программой воспоминаний о друге, пока однажды не сказал: «Больше я на сцену не выйду. Не хочу выглядеть смешным». У него прогрессировал «Паркинсон».

Со смертью двух замечательных артистов закончилась целая эпоха. Что она значила для всей страны – всем нам известно. А что значили Тарапунька и Штепсель для каждого из нас – это уже, простите, индивидуально.

(Visited 59 times, 1 visits today)
4

Автор публикации

не в сети 3 недели

Гарри Эс

6 008
Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.
День рождения: 18 Апреля
flagУкраина. Город: Харьков
Комментарии: 1431Публикации: 363Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

12 комментариев к “От Штепселя до Тарапуньки”

  1. Дорогой Гарри! Очень интересная и познавательная статья!Прочитала с  большим удовольствием!
    Степлом и добром.

    2
  2. Спасибо,Гарри за статью.Очень любил я их выступления и даже из памяти не стёрлись за столько лет!Замечательный был дуэт!Светлая им память!

    2
  3. Игорь, здравствуйте! Интересный был дуэт Тарапуньки и Штепселя, что и говорить. Хотя на ум пришло, что при такой конкуренции с выдающимися юмористами и исполнителями, как А. Райкин,  Миронова — Менакер, Андронников, Грибов, Жаров — они могли и потеряться…ан нет, была у них своя изюминка, а смесь русского и украинского языков делала номера незабываемыми. Долго их помнили…  Карцев и Ильченко появились по — моему позже.
     

    0
    1. Думаю, что вряд ли они потерялись бы, прочно занимая своё место на сцене и в сердцах зрителей. Ни один "огонёк" или подобное мероприятие не проходили без их участия или участия Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны.

      Они, безусловно, были раньше Карцева и Ильченко лет на 20. Березин с Тимошенко познакомились еще до войны и выступали на фронтах во фронтовых бригадах ансамбля песни и танца с эстрадными номерами в образах повара Скалкина и банщика Мочалкина. Спасибо, Алина, за интерес и напоминание о продолжении цикла знаменитых дуэтов. Пока есть только этот и Ширвиндт-Державин.

      no

      2
      1. А. Кострова стала напоминанием))) Бывает))) Действительно, хотелось бы побольше  узнать про Веронику Маврикиевну -Авдотью Никитичну, Карцева — Ильченко. А ещё про Галича, Грибова, Владислава Дворжецкого,  Борисову. Что делать, мало информации о любимых артистах и исполнителях.

         

        0
          1. Игорь, до слёз растрогана репликой Е. Березина: "Прости, Юра, я впервые забыл свой текст».В то время и зритель наш  не был разбалован! А кто ещё? Ну вот Шуров и Рыкунин дуэт…Но они светились какой-то не очень длинный отрезок времени! А этих — просто обожали — это да! У нас дома даже пластинка была с интермедией на  обеих сторонах, т.к. на одной она не поместилась! А тот "фронтовой концерт" с их участием, я видела! Я не знала, что и на них было гонение! Уж,  казалось, что такого уровня актёры, вообще "неподсудны"!Благодарю Вас от души!

            0
            1. Наташа, очень рад, что заглянули! Да, вот хожу по полю человеческой памяти и тревожу её воспоминаниями. Есть люди, которых нельзя забывать. Вот никак руки не дойдут до Маврикиивны и Никитичны.

              2
              1. Это уже 70-ые! Это так важно, помнить о тех, кто старался в той "серости" как-то приободрить народ невинной, но меткой сатирой! Представляю, как трудно быдо подобрать слова, чтоб "и вашим, и нашим"! Как вспомню эти 50-ые! Ещё от воспоминаний о войне не отошли… Так хотелось жить спокойно, но ведь не давала эта "твёрдая руководящая роль партии" простому народу "очухаться"!А ведь у артистов душа более тонкая и ранимая! Как они смогли всё это пережить?!…Вечная память!

                0

Добавить комментарий

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *