Не дай нам жить в эпоху перемен

Публикация в группе: \"Заглянем в зал...\" (ТЕАТР)

balakirev01

(о «Шуте Балакиреве» Григория Горина и Марка Захарова, о любви, предательстве, смысле жизни и её итогах на примере разбора спектакля театра Ленком «Шут Балакирев»)

Когда правитель страны сбрасывает с себя бремя власти по любой причине, пусть даже фатальной, то накануне такого неизбежного события любая жизнь в державе замирает. Это происходит необязательно из-за скорби по ушедшему, но всегда из-за страха неизвестности перед грядущими переменами. Не зря древнекитайский философ Конфуций вложил самый печальный и самый угрожающий смысл в проклятье, Что б ты жил в эпоху перемен.

К переменам в России привыкли ещё исстари. Вечные смуты, кровавые братоубийственные распри, голод, мор, пожары. Казалось бы, уже можно было приобрести стойкий иммунитет к истерикам страны, которая постоянно мается с расшатанной нервной системой. Ведь привык же наш народ за столько веков ничего не делать, а лишь лежать на печи в героически храпящей позе Ильи Муромца да пить горькую, надеясь на авось да на царя-батюшку, который придёт, вразумит и подтолкнёт.

Ну, пришёл один такой. Явился кому-то как Свет Божий, а кому-то и Антихристом. И повернул русскую избушку на курьих ножках к миру передом, а к лесу задом. И ударами топоров разнеслась по Европе весть о новом реформаторе из страны смертельных морозов и гиблых болот. И захотелось новому хозяину земли русской превратить дикое болото в развитую цивилизованную державу, и он таки сделал это. Но не за 100 лет, а за одну жизнь. Свою. Ценою миллиона многих.

И как бы не упирался народ наш дремучий, как бы не возопил он, какое, мол, окно? В какую такую Европу? Ась? Своя-то лужа под энтим самым окошком уютнее и теплее, да и свой авось понадёжнее любой заморской науки, народу таки пришлось, кряхтя слезть с печи и разминая бока, выйти на двор. Только вот уже, пардон, гадить прям посреди двора никак не позволят, иначе «кошками» по спине, да ещё и вычистить заставят каждый уголок. – Выходи, выходи, упырь. Оглянись, вокруг жизнь зажигается новая. И ей дрова нужны. Вот ты и подойдёшь. – А чавой-то там? – Да ничаво. Полезай на телегу. Царю твоя жизнь нужна. – Да на кой она, убогая то? Эхехехе…не продешевить бы с ней. – Ничего-ничего. На дыбе бойкие финансисты: задорого возьмут да задёшево придушат. А под топором царским дык ващще жизни твоей цена – полушка. – Да за что ж под топор-то? – А как же. Ты ж по подлости своей не удержишься и обязательно сопрёшь что-нибудь казённое. А у нас теперича кто украл настолько, сколько стоит верёвка, тот на ней и повешен будет. Эй! А где верёвка? Вот ироды. Спёрли уже и её. Тьфу. Вот потому и под топор твою буйну да неразумну головушку.

Поёжился мужичонка и хотел было уже обратно, премудрым пескариком да в норку, ан нет. Скрутили его, сбили рабские оковы. Свободен. Ну, раз свободен —  в топку его, на бессрочную и почётную службу, во славу царя и Отечества. Вот жизнь была старинная.

Но подули ветра перемен, покосился флот российский, загоготали Голштинские с Остерманами, распьянелась и проматерилась Русь и застыло всё разом. Затихло, как перед чем-то очень важным.

Вот эту тишину – зловещую тишину последнего года царствования Петра Великого, ощущение грозы и смуты почувствовал наш современник, философ и драматург Григорий Израилевич Горин.

Почему же он, штатный автор «Ленкома» выбрал именно эту тему для своего родного театра? Прежде всего, что может быть настолько актуальнее для России, чем вечные вопросы: на кого оставлять Россию и что с нами будет?   И в 1725-м и почти 300 лет спустя вопросы всё те же. Курсивом. Жирным подчёркиванием. Ответов до сих пор нет. Незадолго до премьеры в 2001 году Олег Янковский (исполнитель роли Петра Первого) вспоминал: «Когда Григорий прочёл нам пьесу первый раз, вся труппа сразу же загорелась, оценив её юмор и актуальность. Это был рубеж, когда в очередной раз решалось на кого оставлять Россию, и настроение и ассоциации, заложенные в пьесе, витали в воздухе».

Тревожное ожидание кончины Петра, повсеместные пьяные вакханалии, казнокрадство, беспредел 90-х 20-го века, Ельцин накануне нового года снимает с себя обязанности президента, сатирик Задорнов поздравляет страну с Новым годом – всё это темы разных эпох, но соединённые встык, всё те же мысли, те же тревоги и чаяния, те же реакции и волнения, что и 300 лет тому назад — куда идти, на кого оставить страну. Иными словами, по какому очередному бездорожью, и за какими новыми дураками теперь нам следовать.

(Visited 52 times, 1 visits today)
8

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Рокер Гарри

6 102
Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.
День рождения: 18 Апреля
flagУкраина. Город: Харьков
Комментарии: 1442Публикации: 363Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

5 комментариев к “Не дай нам жить в эпоху перемен”

  1. Я не согласна… 01 Горин пользовался историческими материалами ком. пропаганды. Допускаю, что к делу он отнёсся со всей серьёзностью, но что есть историческая правда??? Нам простым грешным не узнать…35

    0
  2. Света, я так и не понял, с чем именно Вы не согласны — с тем, как Григорий Израилевич увидел эпоху Петра и изобразил последние дни его жизни или с какой-то моей точкой зрения на игру актёров19

    0
  3. Про игру актёров и труды Горина у меня нет возражений! 06Я про трактовку нашей истории))) Как её сочиняла сначала церковь, потом Романовы и приглашённые немецкие «историки», коммунисты… ельцинисты… Мы не исключительны, но мы — велики. Уничтожив наш календарь и алфавит, называя нас диким племенем, уничтожая книги и память, не понимают, все эти деятели, что и придёт их упадок. Ослабив одну деталь механизма по названию «Человечество», весь механизм очень быстро выйдет из строя. Ослабив нас в 90-е, Европа пожинает свои же «труды». 
    Как-то так)))40

    0
  4. Света, я Вам больше скажу: вы хоть в России живёте, а я — русский человек, дед которого до Берлина дошёл, вынужден жить в стране, где история….где дельцы, националисты и невежественное быдло у власти, начиная от самого верха, настолько питают ненависть к России… так всё перевернули в истории….в общем Петлюра и Бендера — национальные герои. Предмет русского языка в школе считается факультативным. Я почти каждые выходные езжу на книжную балку и у букинистов покупаю книги на РУССКОМ языке, так не просто на русском языке. Чехов, Толстой, Горький. лет через пять дети не будут вообще знать кто эти люди. наверное Майн Кампф заставят скоро детей конспектировать. Ну ладно мы, рожденные в СССР, мы то весь этот маразм не воспринимаем, но дети….дети…. Вот вам история….

    2

Добавить комментарий

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *