«Категорично, скромно и со вкусом»

Публикация в группе: Рокер Гарри. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

ysem311

Я никогда не видел Леонида Броневого в каких-либо главных ролях — ни в кино, ни в театре. Но и проходным актёром эпизода его никак не назовёшь. Он, я бы сказал, то связующее звено в любом фильме или постановке, без которого цепь распадётся. Он — закваска, без которой пиво получится не того вкуса, он — соль к мясу или сахар к чаю. Он задаёт и вкус, и стиль и тон любому действу: будь то импозантный пафосный интеллигент Велюров в «Покровских воротах» или же Яичница из «Женитьбы» Захарова — спокойный, рассудительный и категоричный в суждениях старик или….перечислять можно долго, но одно можно сказать: во всех ролях он жил и продолжает жить, как и в жизни: Скромно, Категорично и со Вкусом.

            Относительно такого Мюллеровского девиза, надо сказать, что это не пустая фраза, имеющая к Леониду Сергеевичу непосредственное отношение. Он вспоминал, как в глубоком детстве, когда ему было 3 года, его отец повел маленького Лёню в кино на зарубежный фильм «Человек-невидимка». Эта кинолента потрясла его до самого основания, особенно сцена, когда по снегу бегут следы, а человека не видно и кто-то начинает бить по следам палкой, после чего появляется кровь…капли капают на снег, одна, потом несколько, потом много крови и сквозь кровавый муар проступает лежащее на снегу забитое тело невидимки….

Броневой заболел после этого (представьте себе на детскую психику такой фильм!), и после этого он понял: «Не выделяйся в жизни, не высовывайся, будь как все и вместе со всеми». А то, что закладывается в нас в детстве, как правило, остаётся на всю оставшуюся жизнь…

На всю жизнь также он запомнил и слова своего режиссёра с Малой Бронной, Анатолия Васильевича Эфроса, который учил: «Есть моменты, когда ты обязательно должен уйти в тень — на сцене, и, следовательно, в жизни. Это вопрос большой деликатности и большой культуры. Надо давать от себя отдохнуть зрителю и это всё, ой как трудно для актёра.»

Хотя, это прекрасное ощущение: находишься немножко в стороне, следишь за всем, произнесешь чудесную короткую фразу — как, скажем, в роли Дорна в «Чайке» — и опять в сторону. «Чайка» Захарова — любимейший спектакль Броневого. Глядя на работу артиста там, хочется сказать банальное «это – Чехов», с его обезоруживающей простотой и внутренним лиризмом, с болезненной реакцией на все живое, тщательно замаскированной внешней невозмутимостью, с укоренившейся апатией и неожиданно взрывным всплеском чувств.  Скупой на жесты, слова и выражение своих мыслей и переживаний,  Дорн  Броневого с самого первого появления на сцене приносит с собой ощущение неминуемых маленьких жизненных трагедий героев спектакля. И более того,  трагедии всей человеческой жизни в целом…

В «Чайке» значимой величиной спектакля кроме актерской индивидуальности становится личность самого Броневого, его непростая творческая судьба. Роль и актер в какие-то моменты  сливаются в единое целое, и рождается емкий, глубокий и удивительно привлекательный образ человека, который знает о жизни нечто большее, чем мы с вами. А главное, принимает ее такой, какая она есть… Как рассказывал сам Леонид Сергеевич: «Моя жена сказала, что если Захаров поставит «Чайку» — самую загадочную, самую сложную комедию Чехова, которая в своё время провалилась в Питере, и Антон Палыч от этого страдал и считал себя плохим драматургом, он — гений, если сделает это. Захаров СДЕЛАЛ. Мы возили «Чайку» в Японию. А там вообще многие любят и знают Чехова. Сыграли мы первый акт — тишина. Странно, подумали, может все ушли. Выглянули из-за кулисы — нет, сидят все тихо-тихо, еле дышат и полный зал людей».

Каждый свой спектакль, а именно свой выход на сцену сам Броневой называет маленьким боем со зрителем: «Это труднообъяснимо. Сидит в зале тысяча человек, и среди них обязательно какое-то количество людей настроено негативно. Зачем они приходят? Не знаю. Но ты очень хорошо чувствуешь этот настрой, пусть он исходит и от одного человека. Ставить заслонку нельзя — тогда твоя энергия перестанет идти в зал.» Вот и происходит такая борьба — кто кого.

«Из тысячи сыгранных спектаклей, может быть, два или три приближаются к чему-то такому… И ты доволен. А остальные не приносят радости. Почему — непонятно. За всю историю театра никто так и не объяснил, в чем причина провала второго спектакля. А в 99 процентах случаев — это так. Ни один социолог, никто. В зрителях? В партнере? В погоде? Собирается зал, слушаешь, как они там шумят, — ты уже просто по этому шуму знаешь, что сегодня будет плохой спектакль, точно.»

Не знаю, как там бой с залом, но Леонид Броневой, по-моему, обладает такой притягательной энергией, сразу располагая собеседника к общению, будучи, кстати, человеком нелюдимого темперамента. Но такая нелюдимость не от Свифтовской мизантропии, а от требовательности к себе и к людям, иногда рождающей жёсткую категоричность в суждениях. Скажем, он не любит людей милых: «Я им не верю. Мне гораздо приятнее человек мрачный, пусть он даже мне что-то грубо скажет. Людей, постоянно улыбающихся, хочется спросить: если тебя разозлить — какой ты будешь? Боюсь, хуже, чем грубый.»

При этом, Леонида Сергеевича не назовёшь человеком, несправедливым к людям, так как он сам — ужасный самоед. Почти любая новая роль вызывает у него поначалу некоторую настороженность. Поэтому режиссеру приходится набираться терпения и тратить какое-то время на чисто педагогические или психологические цели, пока актер не поверит, наконец в собственные силы.

Многие отмечают повышенный интерес Леонида Сергеевича к деталям и подробностям. Возможно, это объясняется тем, что он начинал отнюдь не с главных ролей, и ему приходилось прилагать немало усилий для того, чтобы даже в эпизоде обратить на себя внимание. И обращает блестяще, ибо обладает отменным вкусом в речи, манерами и стилем в одежде и умении держать себя.

Королём эпизода я могу с уверенностью и по праву назвать Броневого на примере хотя бы двух спектаклей: «Королевские игры» и «Варвар и Еретик». Леонид Броневой на удивление органично вписался в музыкально-пластическую стихию «Королевских игр», обогатив спектакль личностью своего персонажа, которую артист без стеснения позаимствовал у самого себя…Его Норфолк сродни шекспировскому Фальстафу. Он земной, но не приземленный. Он рассудительный, но не словоблуд. Он – герцог, отдающий дань  не дворцовому этикету, а крепкому словцу, не хитроумным речам, а увесистой оплеухе, не лживой лести, а горячему сердцу. Он, что называется, живой, настоящий, кровь и плоть этого жестокого мира. В конце концов, он – человек, уже долго живущий на этой земле, но еще очень крепко на ней стоящий и отлично  знающий  звериные законы, придуманные людьми друг для друга. И Норфолк Леонида Броневого – один из этих людей.

Так же, как и его Потапыч из «Варвара и еретика» Достоевского, что с мудростью философа, а не с подобострастием раба, взирал на очумевших от азарта господ и на адскую рулетку, что затягивала в свое огромное механическое чрево любое живое существо, невзирая на табели о рангах. Для Потапыча жизнь заграницей ничто иное, чем сумасбродство, граничащее с  самоубийством. Он – истинно русский мужик, смекалистый, рассудительный, обладающий, однако, тем самым необъяснимым чувством родины, что мучает и гложет душу на чужбине, какой бы прекрасной она ни казалась. В Потапыче было это глобальное всепонимание и всепрощение русского человека для всех тех, кто с ним рядом. Небольшая, по сути, эпизодическая роль превратилась у Леонида Броневого в глубокий, собирательный образ русского народа, что из века в век несет свой крест и верует. Даже тогда, когда и верить-то уже не во что.

И как бы продолжая и завершая тему одиночества лишнего человека, на сцене появился Фирс. Я с комком в горле и с зеркальными глазами  аплодирую и снимаю шляпу перед этим образом в исполнении Леонида Броневого. 87-ти летний старик Фирс — это персонаж, чья история на общем фоне крушения всего и вся, выглядит особенно пронзительной. Старик Фирс, которого забыли и который, понимая, что ему отсюда уже не выбраться, и он остался погребенным заживо, жалуется лишь на то, что его воспитанник Леонид Андреевич Гаев, как всегда, позабыл надеть пальто, и сетует на то, что не успел почистить ему брюки…

Броневой, без всяких преувеличений, в роли Фирса гениален. Марк Захаров значительно расширил диапазон этой роли, сделав старика-лакея чуть ли не центральным персонажем пьесы, через призму которого существуют все остальные. Его мнение здесь не довлеющее, но одно из самых важных. Его слова не навязчивы — роняются, будто это простое бормотание старческих мыслей вслух, но оказываются самыми мудрыми. Его суждения столь же ироничны, сколь и поучительны; кажется, он единственный человек в доме, который умеет слышать только то, что ему хочется, и соответственно реагировать. И пока другие решительно не понимают, что происходит в их жизни, он все прекрасно знает и про себя, и про них, и про близких, и про чужих прохожих… И про вишню, которую раньше мочили, а теперь вот забыли рецепт…и забыли ЧЕЛОВЕКА…. Этот пронзительный крик старика, который не может выбраться из запертого дома…которого просто оставили на произвол, как ненужную вещь….как издыхающую собаку….гениально сыграл Леонид Броневой…

Вот несколько слов о человеке, которого люблю, и который украшает своей игрой любой спектакль, любой фильм и продолжает радовать нас своим талантом, энергией, бодростью и оптимизмом. Одно слово — БРОНЕВОЙ: КАТЕГОРИЧНО, СКРОМНО и СО ВКУСОМ!

Браво, АРТИСТ!

Views All Time
Views All Time
480
Views Today
Views Today
1
(Visited 3 times, 1 visits today)
6

ПОИСК ОБЪЯВЛЕНИЯ

Эта объява должна быть в конце группы.

Автор публикации

не в сети 48 минут

Рокер Гарри

7 134

Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.

Великобритания. Город: Хрюндельпассовск-на-Коньяке
46 лет
День рождения: 18-04-1971
Комментарии: 1706Публикации: 302Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

3 комментария к “«Категорично, скромно и со вкусом»”

  1. Я вот подумал, нужны ли нынешнему, мало думающему о чём- то покалению подобные статьи- память и ответил сам же себе, непременно, может быть, хоть в одной бесшабашной, занятой личным и только, голове вспыхнет пронзая что-то ещё по мимо материального. И очень хочу верить, что вспыхнет, благодаря и автору, не по менторски, с добром  не дающего погрузиться в пучину небытия памяти светлых и несущих этот свет людей. Не оговорился- несущих. Так как забвение для тьмы, а не для света.

    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *