Адъютант Малого театра

Публикация в группе: Рокер Гарри. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

53dc2ff8176cc98448c6316b2bc495af

«ДЛЯ МЕНЯ ТЕАТР — ЭТО ДОМ»

Что может потрясти подростка 14-ти лет? Для себя я начал перечислять в уме все открытия, которые представали перед моим пытливым умом и любопытным взором в том возрасте: от прыжков с вышки в воду, первой несчастной любви, езды с горы на сумасшедшей скорости на велосипеде без помощи рук до пыхтения первой сигаретой в малиннике… НО!

 

 Но, чтобы в 14 лет пацана мог потрясти театр….даже представить не мог. Однако с нашим героем это и случилось. В далёкой Чите рос парень в семье музыкантов и однажды, посмотрев документальный фильм «Малый театр и его мастера», был не просто потрясён, а навсегда влюбился в этот театр. И уже после школы засобирался в Москву, в Щепкинское ВТУ. Звали нашего героя Юрий Мефодьевич Соломин.

 

Судьбе было угодно, чтобы почти на последнем туре в училище у отца Юры, который вместе с сыном приехал в Москву, украли все деньги. Отец сказал сыну: «Ну, Юрий, поехали домой. Средств нет, а еще неделю до Читы как-то добраться надо. Ну его этот театр…». Вы можете себе представить состояние парня в тот момент? Судьба. Одно слово – СУДЬБА. И именно той же самой судьбе будет  угодно, чтобы молодой абитуриент набрался смелости и подошёл к председателю экзаменационной комиссии, Вере Николаевне Пашенной и спросил твёрдо, по-сибирски: «Или берите меня в студенты или я домой уеду». Как вспоминал через много лет сам Юрий Соломин: «Было в тот момент в моих глазах нечто такое, что Верна Николаевна так же твёрдо произнесла: Беру. Я теперь сам педагог и мне тоже часто приходится делать подобный ужасный выбор, и всегда боюсь ошибиться – это тот, кого ждёт зритель или случайный прохожий…»

 

После окончания училища Соломина взяли в Малый театр сразу. Взяли, чтобы уже не отдавать, потому как такими бриллиантами не разбрасываются. Но долгим и непростым был творческий путь Юрия Соломина к славе. Еще студентом он с друзьями часто бегал гулять в сквер, где они наблюдали за людьми: их повадками, манерами, речью. Всё это, как они считали, очень может им пригодиться в будущей профессии актёра при создании образов своих литературных персонажей. И часто Юрий замечал гуляющего по аллеям военного врача — элегантного, подтянутого, с военной выправкой и твёрдой походкой и манерами настоящего аристократа. Соломину настолько всё это понравилось, что он невольно стал копировать все движения этого человека, еще тогда даже не подозревая, что пройдёт несколько лет и в начале 70-х вся страна будет копировать манеры самого Соломина, а точнее капитана Кольцова из фильма Ташкова «Адъютант Его Превосходительства».

 

Но вернёмся в театр. Есть множество людей, для которых театр — это их жизнь. Каждый их день и каждая их ночь — всё о театре, о его чаяниях и заботах. Вот к таким людям относится и Соломин. На сцене он забывает о себе. Как говорят о нём коллеги: даже если заколет сердце, он будет играть. Если пойдёт кровь, обыграет и это. Как говорит сам Юрий Мефодьевич: «Люди купили билеты и никому не интересно, что там у тебя, скажем, случилось не дай Бог несчастье, с близким человеком. Ты выходишь на сцену и не имеешь права не делать то, чего должен делать, иначе ничего не получится». Соломин неплохо усвоил основные принципы своей профессии и утверждает, что кроме того, что ты должен быть способным, у тебя должен быть жёсткий характер. Ты должен всё время идти вперёд. Еще Щепкин говорил: «Или священно действуй или убирайся вон. И без этого священнодейственного отношения к профессии ничего получиться не может».
Список ролей Юрия Соломина пестрит характерными персонажами, например роль Хлестакова в «Ревизоре» постановки Ильинского. Хлестаков Соломина — интересная трактовка, но мне больше нравятся его драматические роли, такие как Кисельников в «Пучине» — герой с изломанной жизнью, волею судьбы прошедший путь от франтоватого парня до сумасшедшего старика в 40 лет или роль последнего русского царя Николая II в спектакле «И аз воздам». Соломин настолько ярко, настолько до глубин прочувствовал этого человека — человека с мягким голосом и несуетными манерами, покорного судьбе, но духовно не сломленного, что такое проникновенное исполнение роли именно такого царя дало возможность свободно обсуждать проблемы канонизации Николая II, до того чаще поминаемого как «Кровавого».

 

И главное, что Юрий Мефодьевич почувствовал в этом человеке — его любовь к детям. Эта тема и доминировала в спектакле, чем он и привлёк зрителей. И если раньше зритель ходил в Малый театр на Адъютанта Его Превосходительства, но теперь он стал ходить на Адъютанта Малого театра — преданного и ревностного служителя искусства театра, его раба каждым нервом, каждой клеткой.

 

За свою жизнь Соломин успел побывать и министром Культуры России. Это такое своеобразное продолжение его «Фёдора Иоанновича», когда он, с ужасом наблюдая грызню за власть Шуйских и его шурина Годунова, с надрывом и чуть не плача восклицал: «Что же мне остаётся делать? О России надо думать!» Длилось это, правда, недолго, всего-то полтора года, однако много сделал и на этом посту: увеличил зарплаты актёрам, помогал развитию культурных фондов, библиотек, выставок, творческих встреч, 2% от бюджета страны шли на развитие культуры. Но как сам потом заявлял: «Не моё это дело — быть чиновником».

 

И как-то Михаил Ножкин сказал о нём: «Он был очень неудобный министр. С позицией, но без позы». Сцена! Вот куда он стремился из душных кабинетов бюрократических зданий, от этих «Годуновых» и «Шуйских». Играет и ставит, уже будучи художественным руководителем Малого. Прекрасный спектакль «Горе от ума», где он же сыграл Фамусова — не чиновника, каким его привыкли изображать, а именно как отца дочери и этим-то он и подкупает — своей человечностью образа, а не сатирической карикатурой на пошлость общества. И он именно тут такой строгий отец, ему особенно и играть это не надо. В нём есть это природное какое-то мужество, рядом с ним чувствуешь себя защищённым и спокойным. Однако, он строг и непреклонен, когда речь идёт о заботе о единственной своей дочери:
«Друг, нельзя ли для прогулок,

Подальше выбрать закоулок?

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной» С молодым! Занятье для девицы!…»

 

А вот Каратыгинская пьеса «Чудак-покойник или Таинственный ящик» появилась на сцене с лёгкой руки режиссёра Соломина в виде водевиля. Малый театр называют театром традиций, и Юрий Мефодьевич решил вернуть еще одну из них в стены театра. Дело в том, что в старину вечером, после показа драмы, скажем «Грозы», для успокоения и увеселения публики всегда давали водевиль. Соломин даже рассказывал: «Как-то играли «Грозу» и вот финальная сцена, когда Катерину, утопившуюся в Волге, поднимают на берег и Тихон — её муж, обнимает её тело, прижимает к себе и говорит по тексту пьесы Катерине: Хорошо тебе, Катя….А потом добавляет от себя ей на ухо: А мне ещё водевиль играть…».

И вот на сцене Малого водевиль, где Соломин тоже сыграл роль актёра Сен-Феликса. Живость энергии и изящество танцев, которые сопровождают его по роли напоминают чем-то его Айзенштайна из «Летучей мыши» с одной стороны, а с другой я лично у видел в его глазах безумный огонёк, но не от больного рассудка, а от любви к сцене, к актёрству, к запаху кулис, к балагану, к феерии и фарсу, к шутовству. Его смех на сцене  — это смех живительный, он как-бы смеётся, чтобы не умереть от бытовой скуки, он танцует, чтобы разбудить уснувших и поёт, чтобы взбодрить отчаявшихся. Но главное, я увидел в игре Соломина не игру, нет, а его жизнь — его исповедь этой ролью, как когда-то я увидел исповедь Тевье  Леонова в «Поминальной молитве» или исповедь Жевакина Янковского в «Женитьбе». И здесь. Но дай Бог Юрию Мефодьевичу крепчайшего здоровья, терпения, творческого непокоя и пусть его ведут по полю сцены его две музы, коим предан он навечно, это — Мельпомена и Талия…..

Views All Time
Views All Time
555
Views Today
Views Today
1
(Visited 11 times, 1 visits today)
14

ПОИСК ОБЪЯВЛЕНИЯ

Эта объява должна быть в конце группы.

Автор публикации

не в сети 9 минут

Рокер Гарри

7 126

Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.

Великобритания. Город: Хрюндельпассовск-на-Коньяке
46 лет
День рождения: 18-04-1971
Комментарии: 1705Публикации: 302Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

10 комментариев к “Адъютант Малого театра”

  1. Прекрасная статья о прекрасном актёре!

    Надеюсь на ответный визит. Мои произведения здесь: http://rockerteatral.ru/lichnyj-kabinet/?user=43&tab=groups
    6
  2. Да, тоже ловлю себя на мысли, что уходит поколение не только замечательных актёров, но и главное- личностей. А это гораздо важнее органичных исполнителей, за которыми, увы, пустота. Что так же, увы, сейчас часто процветает. Вот смотрю на одного знакомца- уже заслуженный, а за ним, помимо фактуры- пустота. И берёт недоумение , глядя на действительно мастеров. Эта статья ещё раз заставляет задуматься не просто о мощности таланта, но и о личности в искусстве, которая остаётся в сердцах поколений.

    4
  3. Классно написано! Очень увлекательно и познавательно! )))
    Очень понравилась его смелость при поступлении…)))221717

    «Или берите меня в студенты или я домой уеду»

    I wish you luck and creative inspiration! I want to believe only in good things!) Respectfully! Emmi
    2
    1. Спасибо 20Да, такие люди были — бросали на весы всего себя — или всё или ничего. 

      Кстати, Эмми, зайди к Юре в запись «Тель-Авиву». Он там в комментариях фотки классные выкладывает. Ты была там?))

      6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *