29.01.1837 Зачем убили Пушкина

Публикация в группе: Датская книга

slide_40

Когда любопытный ум читателя задаётся мучительным вопросом: «За что убили Пушкина?», ответ вроде бы напрашивается сам собой: За честь дамы. Но почему-то я сам таким ответом никак не удовлетворяюсь, ибо в истории этой много путанного, таинственного и крайне противоречивого. А может и вправду, убили? Или всё-таки это была честная дуэль?

Допустим, было совершено злодейское заказное убийство. Кто мог быть заказчиком? Царь? Исключено. Именно Николай Первый возвратил Пушкина из ссылки, именно он стал официальным цензором поэта. Пушкин не просто был вхож в семью императора, и проводил с ним задушевные беседы, а в конце своей жизни был назначен даже камер-юнкером при дворе, поскольку только придворный служащий мог быть допущен к закрытым историческим архивам (Пушкин по заказу Николая писал огромный биографический труд о Петре Великом) и наконец, первый российский пиит состоял на тайной службе в третьем жандармском управлении Бенкендорфа. Царь и ценил поэта и понимал его значение для России, – как культурной, прогрессивной и демократической державы. Пушкин практически уже не принадлежал лично себе, он был без громких фраз национальным достоянием и если уж говорить о тридцатилетнем царствовании внука Екатерины Великой, так мы вспоминаем Николая Первого, во-первых, как подавителя декабристского восстания, но и во-вторых, а может и в главных, как либерального царя, жившего в эпоху Пушкина. И царь понимал, что именно так скажут потомки о времени его правления. И меньше всего хотел, чтобы его царственное имя поминали в связи не с творческим взлётом, а со странной кончиной поэта. Поэтому версию о царском заказе исключим сразу.

Какая-то реакционная сила, направленная мести ради не столько против царской семьи, сколько против самого Пушкина, вступившего в давний конфликт с ней? Есть такая партия, как говорится, а точнее общество вольных каменщиков. Как известно еще в молодости Пушкин горячо поддерживал и примыкал к масонам, к которым, кстати, принадлежали и его друзья-декабристы: Пестель, Рылеев, Раевский, Бестужев. Спустя время, еще до восстания, поэт порвал с ними, усмотрев в их организации безумное желание проводить слишком радикальные и бесчеловечные меры по отношению к режиму, к обществу, друг к другу. Пестеля он называл живодёром, а Рылеева попросту дураком-фанатиком. Но в любое тайное общество вступить еще можно, а вот выйти из него практически нельзя. К тому же Пушкин вполне благоволил к политике Николая, который под страхом смертной казни запретил масонские общества. Месть Пушкину за такое предательство? К тому же, вспомним, что при вскрытии могилы Пушкина, когда убрали первые верхние плиты, обнаружилась кирпичная кладка, под которой были обнаружены два человеческих черепа и четыре берцовых кости. Знак, вполне в духе масонских ритуалов, могущий означать, что и в загробном мире поэту предстоит мучиться от измены обществу вольных каменщиков, и месть будет вечно преследовать его неуспокоенную душу. В пользу этой версии говорит и главная улика в нашем расследовании, а точнее факт, которым мы и вооружимся, переходя непосредственно к событиям дней тех далёких и весьма печальных.       

Обратимся к фактам, которые, как известно вещь упрямая. В семействе Пушкиных до недавнего времени всё было идиллично, мир да покой, страсть да любовь. Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина, мать четырёх детей, и в замужестве и с приплодом оставалась самой красивой, самой блистательной дамой Света. Являясь непременным украшением любого бала, всегда была желанна и занята для танцев. Супруг был всегда рядом, хотя и не препятствовал лёгкому и приличному ухаживанию иных мужчин за женой. Но есть достоверные данные, хотя это так пошло звучит, когда речь идёт о чувствах, что Гончарова очень любила своего мужа, но ей так приятно было общество окружающих молодых людей, что она могла и давать неосторожный и неосознанный повод, но при этом нисколько не придавала значения пылким речам и озорным огонькам во влюблённых глазах мужчин. Ах, но куда же мы денемся без доброжелательниц, которые чирикали в будуарах, прикрывши веерами свои грехи и сальные губки: «Прелестная жена, которая любила славу своего мужа более для успехов своих в свете, предпочитала блеск и бальную залу всей поэзии в мире и, по странному противоречию, пользуясь всеми плодами литературной известности Пушкина, исподтишка немножко гнушалась тем, что она, – светская женщина привязана к мужу литератору, – эта жена, с семейственными и хозяйственными хлопотами, привела к Пушкину ревность и отогнала его музу».  

В Наталью Николаевну нельзя было не влюбиться. Прошло уже почти 200 лет со времени тех событий, но даже теперь, когда читаешь воспоминания современников Пушкина, описывающих внешность, речи и поведение его супруги, то сам поневоле начинаешь ею очаровываться. И всё бы хорошо, но в свете стал бывать некий француз, Жорж Дантес, молодой кавалергард лет двадцати, заносчив, красив, в меру глуп, без меры обаятелен и радушен, который тотчас заприметил красотку Гончарову и пришпорил свою прыть в явных и недвусмысленных ухаживаниях за нею.  

Утром 4 ноября 1836 года Пушкин получил, как он сообщал Бенкендорфу, «три экземпляра анонимного письма, оскорбительного для моей чести и для чести моей жены». Позволю себе процитировать мерзопакостное содержание пасквиля:

«Великие кавалеры, командоры и рыцари светлейшего Ордена Рогоносцев в полном собрании своём, под председательством великого магистра Ордена, его превосходительства
Д.Л. Нарышкина, единогласно выбрали Александра Пушкина коадъютором (заместителем) великого магистра Ордена Рогоносцев и историографом ордена.

Непременный секретарь: граф I.Борх».   

В тот же день еще 8-9 человек из дружеского окружения Пушкина получили такие письма.

Если бы речь шла о простом башмачнике, которого знала его семья да с дюжину постоянных клиентов в городе, тогда другое дело. Но Пушкин – не простой человек, а великий поэт, символ, обязательная составляющая культурного слоя России, властитель дум и если хотите, повелитель душ. Слухи тотчас поползли по Санкт-Петербургу, противоречивые и создающие нездоровый климат в обществе. Обладая по крови своей африканским темпераментом, поэт был взбешён. Он сразу же догадался, чья это работа, хотя почерк был предельно изменён и даже использовано особое написание букв, свойственное русскому человеку, а также специфический сленг российской глубинки. Всё было сделано для того, чтобы подозрение пало на кого угодно, только не на иностранца. Между тем, Пушкин до конца своих дней был убеждён, что автором и исполнителем являлся некто голландский посланник барон Геккерен или же его приёмный сын, Жорж Дантес.

Слишком часто поэт встречал Дантеса рядом с его женой, некоторые нежные откровенные фразы в её адрес передавали Пушкину и его друзья, присутствовавшие рядом, среди которых бывали и такие: «Оставьте своего мужа и станьте навеки моею». Раз на балу в Дворянском Собрании Дантес настойчиво принялся излагать Гончаровой целый план бегства за границу, обдуманный до мельчайших подробностей, под его дипломатической эгидой. В доме появлялись букеты цветов, под окнами их дома постоянно прогуливался наглый кавалергард, а однажды Пушкин лично застал Дантеса в ногах у своей более чем смущенной супруги. Когда поэт потребовал объяснений, Дантес тут же нашелся, объяснив, что умолял Наталью Николаевну поговорить со своей сестрою, не согласиться ли та стать его женой. Вот такой поворот. О любви разумеется не могло быть и речи и многие были убеждены, в том числе и сам Пушкин, что Дантес не любит Екатерину Гончарову, а идёт на этот брак исключительно с целью быть поближе к Наталье Николаевне. Пушкин со всей восточной категоричностью заявил, что после брака сестры его жены ни их нога не будет в доме Дантесов, ни семейство Дантесов никогда не переступит порога дома Пушкина.

Но даже после брака отец Дантеса, барон Геккерн всё пытался хитростью и интригами подтолкнуть жену Пушкина на путь измены ради «горячей любви моего сына к вам. Он не переживёт вашего отказа и наложит на себя руки». Только слепец не видел, как настойчиво подстрекал распутный барон Гончарову к флирту и к отношениям с не менее распутным Дантесом. Потом, на суде после дуэли Гекккерн станет убеждать судей, что это сама Наталья Николаевна горела желанием флиртовать с её сыном, а он (барон) напротив, стыдил её и призывал не забывать супружескую клятву верности. Как я ненавижу таких маленьких, щупленьких, внешне неприметных старичков. Вот уж поистине в тихом омуте.

В пользу постоянных попыток Геккерна-старшего поссорить Пушкина со своим сыном и впоследствии добиться вызова того на дуэль, говорят много свидетельств современников поэта и исследователей его биографии. Зачем это нужно было Геккерну? Какая кошка могла пробежать между ними, чтобы до смертных коликов возненавидеть первого русского поэта? Я вижу две причины: первая – продолжение версии масонской мести, кстати, незадолго до дуэли Дантеса с Пушкиным Геккерен встречался с масонами и у них состоялся, увы, тайный разговор с ним. Получив определенные указания от ордена вольных каменщиков, барон мог бы разработать изощренную схему интриг против поэта, а при мощной финансовой поддержке масонов, расплести и целую паутину, а уж мушка попадется, будьте покойны. Что ж, версия такого политического убийства со стороны масонов вполне имеет основание существовать и быть признанной. Но пока как версия.

Вторая же причина могла быть личного свойства. Ой, эти мне интриги, копание в белье, но с другой стороны ради светлой истины можно поковыряться и в грязи. И в мутной водице золотая крупинка никуда не денется. Дело могло обстоять следующим образом, хотя это уж самые смелые домыслы. Биографически известно, что Геккерен был педераст, ужасно ревновал Дантеса и поэтому хотел поссорить его с семейством Пушкина. Или наоборот – скрыть свою гомосексуальную связь с приёмным сыном, и представить Жоржа, как вполне гетеросексуального мужчину, натравливая Дантеса на Гончарову, как пса на зайца и получая мазохистское удовлетворение от пылких признаний сына жене Пушкина. То есть поэт просто попал под руку. Но и резонанс каков: великий русский поэт и самая красивая женщина Санкт-Петербурга.

А анонимные пасквили от несуществующего ордена Рогоносцев всё продолжали ходить по друзьям и знакомым Пушкина. Да-да. Всё это не закончилось. За весь этот период времени Пушкин дважды вызывал Дантеса на дуэль. Дважды Геккерен-младший делал всё, чтобы избежать поединка. Но третий раз был решающим. Сколько людей пытались помирить двух врагов, всё тщетно. Есть свидетельство, как Вяземский сказал Пушкину: «Чего ты волнуешься? Твоя жена невинна», намекая тем самым на грязные лживые сплетни и пересуды. На что Пушкин как-то задумчиво, смотря куда-то вдаль, словно видел наш 21-ый век и обращался к нам, ответил: «Моё имя принадлежит стране. Не должно быть пятен на нём». Он также писал Бенкендорфу: «….это низкое и неосновательное оскорбление (анонимные письма ордена Рогоносцев) вызвало негодование; но, повторяя, что поведение моей жены было безупречно, все говорили, что поводом к этой клевете послужило настойчивое ухаживание за нею г.Дантеса. Я не мог допустить, чтобы имя моей жены в такой истории связывалось с именем кого бы то ни было. Я поручил сказать  это г.Дантесу. Барон Геккерен приехал ко мне и принял вызов за г.Дантеса, попросив отсрочки на две недели».

Вот эти две недели исследователей навели на оригинальные подозрения. Зачем понадобились эти недели, когда можно было разрешить всё, как можно скорее. Тем более сам Геккерен практически сам добивался, чтобы дело кончилось дуэлью. Есть мнение, что в одном молдавском местечке появился в то время человек от барона и сделал какой-то заказ у оружейника. Что за заказ, что за человек, история подозрительно молчит. Но когда специалисты изучали все подробности сделанных выстрелов на Чёрной речке, то пришли к интересному выводу: Дантес стрелял первым и попал Пушкину туда, куда и целился – в живот, чтобы уж тот наверняка помучился. Упавший поэт, напрягая угасающие силы, тоже смог выстрелить, но пуля отрекошетила от пуговицы на брючных подтяжках Дантеса и попала в руку. Рана несерьёзная, но что за чудо!

Тут же родилась версия, что Дантес был облачён в легкую кольчугу под одеждой, и поэтому пуля смогла дать такой крен, так как если бы она попала в пуговицу, то попросту смяла бы ту и вдавила её в мясо. Не за таким ли панцирем посылал барон своего слугу? Провели опыты с точно таким же оружием, с точно тем же самым составом пороха и учитывая расстояние и одежду. Увы, пуля с лёгкостью пробила кольчугу. Не утомляя читателей техническими схемами экспериментов и версий проведения дуэли, могу лишь отметить, что до сегодняшнего дня мы не имеем абсолютно никакой достоверно полной картины: от места проведения поединка до исполнения всех необходимых процедур оного. Тут и несовпадение во времени, когда известно со слов секундантов, что уже смеркалось, когда они подъехали к месту дуэли, хотя в это время еще светло. Тут и откуда-то взявшаяся дополнительная пара пистолетов, так как после выстрела Дантеса Пушкин отбросил свой пистолет, а стрелял уже из другого, оказавшегося рядом или кем-то поданного. И вроде бы в этом втором пистолете был недосып пороха в заряде, отсюда и выстрел в Дантеса был слабый и не причинил противнику существенного вреда.

Но есть еще одна версия, никак не связанная ни с масонами, ни с пасквильными письмами, а более относящаяся к личной драме самого Пушкина. Поэт сам напрашивался на дуэль, ему не важно было с кем, ему нужно было изменить свою судьбу. Такую точку зрения высказал профессор МГУ, поэт, историк Игорь Волгин. Зачем же такая перемена судьбы? Ведь он был на творческом взлёте, самые лучшие стихи были написаны за последние два года, велась работа над критическим обзором «Слова о полку Игореве», а также над исторической биографией Петра Первого. Счастливая семья, маленькие дети, старшему четыре, младшей только исполнилось восемь месяцев. Поэтому сама мысль о самоубийстве, если под этим подразумевать изменение судьбы, звучит нелепо.

Но не о самоубийстве речь. Пушкин хотел поменять образ жизни. Он устал от сплетен вокруг его имени и имени его жены. Он обожал жену, гордился её красотой и был в ней вполне уверен. Он ревновал к ней не потому, что в ней сомневался, а потому, что страшился светской молвы, страшился сделаться еще более смешным перед светским мнением. Да, мнение света могло как возвысить так и погубить и никому вы не докажете, что вы честный человек и порядочный семьянин. В этом есть нечто античное. Еще в Древней Греции всё решал не суд и законы, а Народное собрание. Вышли все на городскую площадь, высказали мнение и всё – закон готов – разорвали или понесли на руках. Пушкин хотел покончить с этим унижением раз и навсегда. Бывают в жизни случаи, когда унижение можно смыть только убийством.

К тому же ведь он  – певец свободы и вдруг царедворец, придворный поэт, личный историограф. Он тяготился царской службы, ощущая себя, свой дух, свою музу в кандалах, в золотой клетке без воздуха. Пушкин и рассчитывал: «Если я убью на дуэли, меня сошлют и, слава богу, я не буду больше при дворе, честь будет отмщена, и никто не посмеет больше и слова сказать, так как говорить больше не о чем». А если убьют его – что ж, такова значит судьба. Последние полгода поэтому Пушкин намеренно оскорблял знакомых, друзей и тут же вызывал на дуэль, буквально играя со смертью. Своего близкого друга, Соллогуба вызвал на поединок за мелочь,  – тот лишь спросил его жену: «Давно ли вы замужем»? Пушкину почему-то этот вопрос показался весьма оскорбительным. Но вот и попался Дантес.

Как видите, версий так много и все они настолько реальны и вполне заслуживают внимания. И я убеждён, что от поколения к поколению немало пытливых умов будут еще стараться докопаться до истины вокруг имени первого поэта России, чьими мыслями дышала и жила большая часть страны. Но что бы ни происходило там на самом деле, какие бы ни были реальные причины гибели, Пушкина знают как великого русского поэта, а Дантеса знают лишь как убийцу Пушкина. Вот такая она слава – каждому своя.

Спустя годы после дуэли, дочь Дантеса, Леони выучила русский язык и прочитала всего Пушкина. А когда прочитала, то возненавидела своего отца-убийцу, – возненавидела и сошла с ума. Она умерла в психушке, куда упрятал её Дантес. Знаете, пока я писал эту статью, я поймал себя на мысли, что сгораю от нетерпения поставить точку на подлом кровавом пути Жоржа Шарля Дантеса, и поэтому с огромным удовольствием оканчиваю повествование, назвав дату смерти этой гниды: 2 ноября 1895 года. И ставлю точку. Вот если бы можно было одной точкой закрыть список имён подобных тварей.

 

Прости, печальный мир, где темная стезя

Над бездной для меня лежала —

Где вера тихая меня не утешала,

Где я любил, где мне любить нельзя!

 

 

Прости, светило дня, прости, небес завеса,

Немая ночи мгла, денницы сладкий час,

Знакомые холмы, ручья пустынный глас,

Безмолвие таинственного леса,

И все… прости в последний раз.

 

 

А ты, которая была мне в мире богом,

Предметом тайных слез и горестей залогом,

Прости! минуло всё… Уж гаснет пламень мой,

Схожу я в хладную могилу,

И смерти сумрак роковой

С мученьями любви покроет жизнь унылу.

 

 

А вы, друзья, когда, лишенный сил,

Едва дыша, в болезненном боренье,

Скажу я вам: «О други! я любил!..»

И тихий дух умрет в изнеможенье,

Друзья мои,— тогда подите к ней;

Скажите: взят он вечной тьмою…

И, может быть, об участи моей

Она вздохнет над урной гробовою.

 

(А.С. Пушкин Из “Элегии”)

(Visited 81 times, 1 visits today)
2

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Гарри Рокерс

8 625
Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.
flagУкраина. Город: Харьков
День рождения: 18 Апреля
Комментарии: 440Публикации: 305Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

8 комментариев к “29.01.1837 Зачем убили Пушкина”

  1. Великолепно, уже заложена драматургическая основа для пьесы. Версии. Аж позавидовал такой возможности. Попытайся написать пьесу.

    0
    1. Можно, конечно. Хотя сам персонаж весьма такая личность…тут нужно аккуратно. У каждого как читателя, так и зрителя ведь свой Пушкин…. Надо подумать. Но пьесы я не любитель писать, хотя знаю, кому можно заказать))

      4

Добавить комментарий

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *