21.06.1905 – Родился основатель экзистенциализма

Публикация в группе: Датская книга

jps

21 июня 1905 года в Париже родился писатель, публицист и философ, основатель так называемого экзистенциализма, то есть учения о свободе и самоценности личности в обществе, Жан-Поль Сартр.

О таких как он, говорят, что они не от мира сего. С юных лет Жан-Поль Сартр увлекался философией. Изучал Декарта и все достижения прогрессивной Европейской мысли. В Берлине изучал феноменологию, размышляя над уязвимыми принципами которой, создал собственную систему трансцендентальности.

В 1929 году, вернувшись домой в Париж, он посвящает себя преподаванию философских наук. Пройдет много лет, пока он не выдвинет термин «трансцендентального эго» – как фундамента всего мироздания. В этой связи любопытным представлялся выпущенный Сартром сборник «Стена» с «Эскизом теории эмоции». Философ показал, что эмоции не периферийны, т.е. они не формируются во внутреннем бытии человека, но приходят извне. С другой стороны они являются результатом жизненного опыта. И опыт здесь имеет решающее значение.

В своём романе «Тошнота» Сартр настаивает на взаимосвязи внешнего мира с эго. Это мир личности, которая не может наладить контакт с окружающими. Личность, страдающая фобией, которой сложно войти в контакт. Герой наблюдает, как всё проходит мимо и смотрит на всё с дистанции. Из-за этой дистанции, объекты, которые он воспринимает, приобретают причудливые формы, текстуру, образы. И это не галлюцинации. Просто вещи теряют смой общепринятый смысл. Сущность вещей в чём: когда они не нужны, они теряют всякий смысл. А когда теряют смысл, то начинают приобретать иную консистенцию – облик. Познания Рокантена в области смысла жизни вызывают у самого героя тошноту. Это – цена, цена знания, контактирования с вещами. «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и всё. Но мне это безразлично. Странно, что всё мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то всё и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась ещё несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке». В попытке докопаться до какой-то сути Рокантен бросается то в одну крайность, то в другую, но обнаруживает, что летит с бешеной скоростью по кругу, не имея сил остановиться, пытаясь ухватиться за что-то, но не находя опоры, вновь продолжает суетливый бег, всё более и более кажущийся ему бессмысленным, как и всё настоящее. Дело в том, что Рокантен не имеет прошлого. Вообще никакого прошлого. Сам автор устами главного героя настаивает на том, что прошлого нет и никогда не было. Всё начинается с настоящего, но как же оно тогда заканчивается? И заканчивается ли вообще?  

Когда началась вторая мировая война, Сартр попал в плен в 1940 году. Там он задумал книгу «Бытие и ничто». В этой работе он уже начал разрабатывать концепции, которые позднее легли в экзистенциальную философию или в так называемую «философию Сартра». Его философия затрагивала довольно глубокие пласты психологических вопросов: проблем свободы, ответственности, смерти, а также проблем восприятия нас окружающими и т.д. Именно эти концепции легли в основу будущих драм и театральных постановок.

«Бытие и ничто» – это критический и даже грубый диалог с философскими традициями. Для Сартра главным в человеческом бытии была свобода. Сознание, по его мнению, не является объектом, данным раз и навсегда. Оно спонтанно, изменчиво, а значит свободно. Не существует единой человеческой сущности – одной для всех. Существование каждого из нас зависит от нашей свободы. И хотя считается, что любой наш выбор может быть оправдан чем-то внешним, существующим вне нас и навязанным извне – думать так считается праздностью. Подобным доводом мы пытаемся оправдать на самом деле наши собственные решения решениями других людей. И, тем не менее, это – НАШИ решения, за которые мы несём ответственность. И вот тут можно подумать, что мы скованы и не свободны. Отнюдь, свобода по Сартру такова: «Мы обречены быть свободными. Мы не можем отказаться от этого, как не можем избежать выбора и поэтому не защищены от неудач».

Сартра ни в коем случае нельзя читать, пытаясь напрягать все мозговые извилины, с ужасом боясь признаться себе в том, что прослывёшь дураком, если не поймаешь направление мыслей философа и не сможешь понять его изощрённой витиеватости мыслей. А на самом деле в его философию легче погружаться, не долбя киркой грунтовый плац сухих формул, но самому стать частью этого грунта, прочитав пьесы Жана-Поля Сартра, представив себя героями его книг. От философии жизни будет легче перейти к философии отдельного ума. Почитайте «За запертою дверью» и быть может немного станет ясным, о каком выборе, о какой ответственности и о какой свободе вообще размышлял писатель. Эту одноактную пьесу Сартр написал в 1943-ом году. В ней рассказывается о том, как один журналист Гарсен, богачка Эстель и почтовая служащая Инес попадают после смерти в закрытое помещение — Ад. При жизни Гарсен издевался над своей женой в течение пяти лет, и в решающих ситуациях вёл себя как трус; лесбиянка-интеллектуалка Инес отбила у своего кузена его подругу, — тот покончил с собой, бросившись под трамвай, а девушка с отчаянья отравила газом себя и Инес; обольстительная Эстель убила своего ребёнка и довела до смерти возлюбленного, многие годы изменяя своему мужу, за которого вышла ради денег. При этом никто из них ни о чём не жалеет. Все трое сознают, что находятся в Аду, и готовятся к худшему, но ожидаемые ими пытки и физические страдания не ощутимы, — только лёгкая жара. Каждый пытается выведать у других, за что они здесь оказались, при этом старается скрыть правду о себе. Очень скоро герои начинают понимать, что адские мучения как раз и заключаются в этой взаимной лжи. Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить друг друга, так как уже мертвы. И эта «пытка ближним» будет длиться вечно…

Поскольку мы вспоминаем день рождения писателя, не хотелось бы дописывать эту статью последними днями жизни Жана-Поля Сартра. Одно могу сказать в заключении, что вся жизнь Сартра была подвержена резким и порю противоречивым сменам его мировоззрения. Например, пока он был тем, что в пропаганде называли “друг Советского Союза”, его печатали в СССР. Но после подавления венгерского восстания в 1956 году Сартр разочаровался в сталинской модели социализма и через некоторое время стал сторонником другой модели – маоцзедуновской. Возможно, не всеми страницами собственной биографии он гордился, а какие-то места повергали его в отчаяние и когда в 1964 году за автобиографическую книгу “Слова” ему присудили Нобелевскую премию по литературе, он демонстративно отказался ее принять.

(Visited 43 times, 1 visits today)
8

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Гарри Рокерс

8 625
Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.
flagУкраина. Город: Харьков
День рождения: 18 Апреля
Комментарии: 440Публикации: 305Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец
  • ЛУЧШИЙ ДЕТЕКТИВ
  • золото - конкурс НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА

4 комментария к “21.06.1905 – Родился основатель экзистенциализма”

Добавить комментарий

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *