Рецензия на миниатюру «Чайхана»

foto_37377

 

миниатюра:  «Чайхана» читать здесь

Рецензия на миниатюру Эмми «Чайхана»

Данная миниатюра, представленная нам автором Эмми Звездиной, привлекает внимание уже тем, что это – миниатюра, поскольку неискушенному романами и весьма ограниченному во времени деловому читателю предпочтительнее почитать что-нибудь покороче. Хотя написать что-нибудь покороче, да такое, чтобы было приятно читать, не так уж просто.

На море появляются два парня. Два друга. И сразу же автор набрасывает нам их характеры, совершенно эскизно, однако вполне узнаваемо. Мамед более активный и как он считает, продвинутый, судя по тому, что ему приходится объяснять своему другу Гоше, для чего нужна кепка-аэродром. Мамед несколько свысока смотрит на провинциала Гошу, который, будучи человеком более простого, не столичного склада, с удовольствием выпил бы пивка. С утра. Отлично. Легко мы представляем себе двух друзей. Они для нас реальны и не однолики. И краткой, но ёмкой характеристикой ребят автор где-то неосознанно предлагает нам проследить их жизнь до моря – жизнь типичных для своего времени и места проживания подростков. Но это уже к биографам-мемуаристам.

Однако рискну прослыть ханжой или развращенным человеком, если обращу внимание читателей на мелочь: приезжают два парня. Не парень с девушкой, не три парня, не группа туристов, а два парня. И тут же, сбивая с наших мыслей возможный налёт пошлости, Эмми вполне разумно направляет друзей ни куда-нибудь, а именно в чайхану.

Чайхана – мужской клуб, где женщин не очень жалуют, если уж придерживаться восточных традиций, и появление двух парней не вызывает никаких кривотолков, а совсем наоборот. Автор разумно предусматривает направление наших мыслей и ведёт нас дальше. Ей нужно планомерно, постепенно привести нас к той интригующей кульминации, к той цели, ради которой и создано произведение. И делает она это, как бы гуляя вместе с самими ребятами, но зайти в чайхану придется только им двоим. Что же мы видим там?

Смог ли автор окунуть нас в атмосферу восточного оазиса домашнего уюта и покоя, который символизирует обряд чаепития? Вот посмотрим. Появляется девушка. Грубо было бы назвать её официанткой. Сразу же накатывают волны воспоминаний о Советских столовых, где над вами нависают потные физиономии тушеобразных организмов с носами, красными, хоть прикуривай. Нет. У Эмми всё выдержано в должном стиле. Девушка не просто подходит к столику, а как нам кажется, она будто по-Булгаковски «выплывает из воздуха» и с очаровательной улыбкой оказывает внимание посетителям.

Надо также отдать должное автору за воздушность диалога, может быть, чуть ускоренного по темпу, без МХАТовских пауз, но всё же разговор журчит непринуждённо, легко, ничуть не напрягая ни персонажей, ни читателя. Хочется вместе с ребятами откинуться в кресле и тоже сделать заказ. При этом с обеих сторон никакого флирта, циничных намёков или наглого гонора в стиле «малиновых пиджаков 90-х» мы не слышим и не чувствуем. Всё выдержано вежливо, по-деловому, без лишних слов и послесловий. Ощущается даже, что и сам автор – мастер лаконизма или, по крайней мере, знакомая  с той сестрой, которую Антон Палыч Чехов называл краткостью.

Кульминационным моментом, на котором собственно и строится весь сюжет рассказа, является, конечно же, эпизод с процедурой разливания чая. Бесподобно. Не знаю, фантастика это или нет, но мы удивляемся так же естественно, как и ребята. Такие акробатические трюки вызывают массу вопросов, среди которых: Кто эта девушка на самом деле? Откуда она? Мне, например, она напомнила героиню Люси Лью из «Ангелов Чарли». В любом случае, читатель с воображением мысленно фантазирует её биографию. Там и спортивная гимнастика и цирк и Япония и восточные единоборства и даже попахивает чем-то эротически-детективным и непременно шпионским.

Восхитительное зрелище такого обслуживания, со шпагатом стоя, да еще с мягким пробросом чайничка на другую ножку, с которого она наполняет чашки, гармонично приправлено смешной репликой Мамеда: — Гоша, молчи, я угощаю. Да он и не собирался ничего говорить. Я даже вот думаю: сколько времени понадобится друзьям, чтобы опомниться от такой сцены. Мамед как-то слишком быстро пришёл в себя. Возможно, ему – как москвичу (мы здесь тоже улыбаемся, понимая тонкую иронию автора), это не впервой. Хотя я такой чайханы не встречал.

Однако я вынужден сделать и несколько замечаний уважаемому автору. Ребята пришли в чайхану утром. Это весьма странно, поскольку обычно в чайхану заходят вечером, а для восточных заведений или стилизованных под восточные нет ничего важнее, чем традиции. Именно вечерами устраиваются там мужские застолья. Мужчины приходят отдохнуть, обсудить дела за день в кругу друзей. За стаканом чая они могут спокойно обсудить проблемы и даже помириться, если поссорились днём. И потом, посещение чайханы вечером было бы оправдано и с эмоциональной точки зрения, судя по тому тонусу, который задают там вот такие милые гимнастки. Какое тут после такого эротического душа какое-то солёное грязное море!?

И ещё. Если уж мы заговорили о чайхане, о традициях,  чае мэхмери, то давайте выдерживать стиль до конца. Если в Киеве, в Индийском ресторане «Дели» перед подачей блюд подают, прежде всего, стакан обычной минеральной воды – это индийская традиция. Если в Харьковском японском ресторане «Якитория» перед входом в зал вас попросят снять обувь это – японская традиция. Но! Если вы зашли в чайхану и попросили чай мэхмери, а насколько я помню, это – Азербайджанский чёрный чай, то такой чай вам подадут не в чашке, милый автор, а в стакане. Вы, конечно же, знаете, что такой стакан называется «армудой», с фарси это «грушевидный». Такие стаканы напоминают форму груши: широкий низ не даёт чаю быстро остыть снизу и держит тепло долгое время, что удлиняет время приятной беседы. Это мелкие подробности, но «Подробности — Бог», как говорил Гёте.

В целом же, читается легко, свободно, без лишних лексических наслоений, свойственных начинающим авторам. Концовка вдохновляет и последняя фраза, как будто бы незаметная, говорит о продолжении истории: «Мамед с восхищением воскликнул: — Дорогая….». Вот как! Уже дорогая? Замечательно! Такие Мамеды такую экзотику не пропускают.

Ну что же. Ждём продолжения. «Спасибо за подаренные минуты приятного чтения, дорогой автор» — с восторгом воскликнул Рокер де Театрал.

Снимаю шляпу.

 

 

 

 

Views All Time
Views All Time
258
Views Today
Views Today
1

В случае обнаружения ошибки, выделите её и нажмите Shift + Enter или НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ чтобы сообщить нам. Мы немедленно отреагируем!

(Visited 14 times, 1 visits today)
8

Похожие статьи:

Автор публикации

не в сети 8 часов

Рокер Гарри

6 848

Здесь нет места травле друг друга, шантажу и ультиматумам, а также злобным угрозам, повергающим людей в беспокойство, смуту и бегство с сайта. В целях сохранения мира на "Литературиии", к диверсантам, угрожающим общей безопасности нашего дома, будут применяться самые радикальные меры.

46 лет
День рождения: 18-04-1971
Комментарии: 1648Публикации: 619Регистрация: 01-06-2016
  • Автор салона ЛИТЕРАТУРИЯ
  • Активный автор
  • Активный комментатор
  • Почётный Литературовец

3 комментария к “Рецензия на миниатюру «Чайхана»”

  1. Игорь!
    Спасибо большое, за рецензию и глубокий анализ моей миниатюры!)))
    Для меня это очень приятно!)))
    2223172322

    I wish you luck and creative inspiration! I want to believe only in good things!) Respectfully! Emmi
    2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *